Всё, что я рассказывал в предыдущей части о площади Коммерции, я изучал до и после посещения этой площади.
Когда я оказался на руа Аугушта перед Триумфальной аркой, было одно желание, чтобы побыстрее пройти её и оказаться на площади.
На мой субъективный взгляд, площади гармоничнее воспринимаются, когда они находятся в замкнутом пространстве, т.е. окружены домами. Например, Пласа-Майор или Главная площадь в Мадриде.
Твой взгляд словно заперт в комнате, ты волей-неволей начинаешь присматриваться к деталям интерьера.
На площади Согласия в Париже твои глаза смотрят как бы сквозь пространство, думая, на чем им остановиться: на перспективе Елисейских полей с Триумфальной аркой, на саде Тюильри, на мосту через Сену.
Я знал, что площадь Коммерции в Лиссабоне находится на берегу реки Тежу, но все равно не ожидал, пройдя через Триумфальную арку, такого ошеломляющего вида на водное пространство. Когда я вышел на площадь, все мои взоры были устремлены на большую воду.
Возникало странное ощущение, что ты одновременно и на берегу реки (видно противоположный берег), и на берегу моря (по набегавшим волнам). Впрочем, ощущения меня не подводили, пространство передо мной считается и эстуарием реки Тежу, и морской бухтой Мар-да-Палья (букв. «Соломенное море»).
Хотелось смотреть на то, как люди ходят босиком по воде, набегающей на плиты.
И площадь в этом вынужденном соревновании с речной стихией невольно проигрывала в моих глазах.
Тем более, когда три таких грации на берегу.
Догадайтесь с трех раз, откуда эти грации родом? Правильно, угадали с первого раза. Это наши девчонки. Кажется, с Челябинска или откуда-то с Урала.
На тех немногих снимках, обращенных в сторону площади, кажется, что в центре её находится не статуя короля-реформатора, а лоток с мороженым. В такую жару это было логично.
Что оставалось? Встав в позу триумфатора (раз уж я вошел через Триумфальную арку), фотографироваться на фоне реки и моста через неё.
А еще лучше просто вальяжно усесться.
Возвышение, которое видно на другом берегу реки, это Кришту Рей – «Христос-царь», статуя Иисуса Христа, возвышающаяся более чем на сто метров. Говорят, идея воздвигнуть такую статую возникла у какого-то священника, посетившего Рио-де-Жанейро и увидевшего там знаменитую статую Христа.
Она была воздвигнута после Второй Мировой войны на деньги народа, преимущественно женщин, в благодарность за то, что Португалия не участвовала в этой войне.
Но вернемся к делам нашим грешным на другой берег. На этой панораме сразу не разглядишь находящийся аккурат по центру белый ларек с прохладительными и горячительными напитками. Именно там я нашел «приют спокойствия, трудов и вдохновения».
Это бесхитростное видео передает то ощущение блаженства, которое я испытал в тот момент, под аккомпанемент приятной мелодии.
Я упоминал ранее, что шел по городу под музыку фаду. И, конечно, как бы я обошелся в этот момент без неё. Я не знаток этой музыки, но мне показалось, что это пела знаменитая исполнительница фаду –«фадишта» - Амалия Родригеш. Песня проникала прямо в душу. Это, наверное, самый высокий уровень мастерства исполнителя, когда не понимая слов, просто веришь тембру его голоса, интонации.
Так у меня было, когда я впервые услышал записи Ива Монтана, Эдит Пиаф, Шарля Азнавура. Слова здесь, пожалуй, излишни, тем более они часто оказываются довольно банальными. Как тут не вспомнить шутливую фразу из кукольного спектакля Сергея Образцова «Необыкновенный концерт»: «её пение это страдание, но не в смысле «я страдала, страданула». Нет! А в смысле «лямур-тужур-бонжур».
Чтобы усугубить состояние блаженства, я долго мялся, но потом попробовал какой-то приятный португальский ликер, а затем и портвейн.
Тут съемка оборвалась на самом интересном месте. Почти как у Маяковского, «История дальше уже не для книг. Я скромный и я бастую. Сам Демон слетел, подслушал, и сник, И скрылся, смердя впустую». К счастью, до этого, конечно, не дошло. До чёртиков я не допился, только попробовал. Просто возникло желание отложить видеокамеру и погрузиться в нирвану.
Вот бы на этой благостной ноте и завершить свое повествование о Лиссабоне. Но, как у польского сатирика Тадеуша Гицгера: «Одна нога говорит: в дорогу! – и смотрит на другую ногу». Видимо, подобный диалог был и у моих ног. Видя вверху крепость Святого Георгия, я понял, мне туда!
Но уже в следующей части. А пока немного отдохну на берегу реки Тежу.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#Путешествия #португалия #лиссабон