Метро, его подземные станции и тоннели воспринимаются людьми как место, где можно переждать опасность. Во времена 2-й Мировой Войны более 150 тысяч британцев превратились в "жителей подземелий", когда самолёты люфтваффе безостановочно бомбили Лондон в течение 9 месяцев. Бомбардировки Лондона вошли в историю под названием Блиц.
Портовые города и промышленные центры Британии подвергались налетам с лета 1940 года. Но самые мощные удары начались в ночь с 6 на 7 сентября, атака длилась сутки. В течение 57 дней город бомбили и при свете солнца и в ночное время.
Вскоре подземка наполнилась людьми всех классов и возрастов. Они приходили по вечерам с постельным бельм, едой, газетами, радиоприёмниками и оставались до утра. Утром шли на работу или возвращались в свои дома, если те ещё уцелели. Из пригородов приезжали тоже.
На центральных станциях метро "семьи из Ист-Энда с остатками постельного белья потеснили жителей Вест-Энда с корзинами для ланча и дорогими дорожными ковриками". (Газета Portsmouth Evening News, 1940г.)
Изначально правительство не хотело, чтобы метро превращалось в укрытие. Опасались того, что транспортная сеть окажется парализована, а она была необходима для перевозки военных грузов. Но горожане покупали пассажирский билетик, спускались под землю и оставались до утра. Никто не смел их выгнать. И вскоре правительство смирилось. Несколько станций были закрыты для поездов и отданы под убежища.
Появились предприимчивые люди. Торговцы продавали завтраки, а некоторые находчивые горожане занимали хорошие места днём, чтобы потом "уступить" их за 2 шиллинга. Люди спали везде. Те, кому не хватило места на платформе, укладывались на эскалаторе и даже на обесточенных на ночь рельсах.
При этом метро продолжало работать и ходили поезда. Для пассажиров оставалась небольшая дорожка вдоль края платформы, очерченная белой линией, за которую "жители" не переступали вплоть до прекращения движения транспорта. Последний прибывший поезд привозил пассажиров и становился дополнительным местом для сна.
К ноябрю в метро запустили поезд, который привозил еду. На станциях появились сотрудницы транспортной службы с корзинами и большими лейками, в которых были напитки. За скромную сумму можно было купить чашку чая, какао и кофе (но только в свою кружку), пирожные, булочки, печенье, шоколад, яблоки, пироги с мясом и колбасные рулеты.
В метро было жарко, душно и смрадно. Люди не имели возможности помыться, а нужду справляли, уходя вглубь туннелей. Только в начале 1941 года появились хоть какие-то удобства. Несколько станций превратили в большие убежища: покрасили, установили химические туалеты и места для мытья, снабдили 2-х и 3-х этажными койками. Те станции, что продолжали работать для пассажиров, так же оборудовали койками и туалетами. Появились врачи, которые старались предотвратить возникновение эпидемий.
"<...> обычные жильцы оставляли вещи, такие как ковер или пальто, чтобы отметить свое право собственности, и они оставались нетронутыми весь день. Некоторые пожилые люди ночь за ночью несли свои ценные вещи вниз к своим койкам для безопасности, и я однажды помогал старушке с лопнувшим чемоданом в одной руке и узлом, который, казалось, содержал все ее кухонные кастрюли, фарфор украшения, <...> ее чайный сервиз." - Из воспоминаний Тома Хопкинсона, автора книги «Наше время» (1982).
Нельзя сказать, что в метро люди умирали от скуки. Вестминстерская библиотека пожертвовала 2000 книг, а на платформах были организованы лекции, танцы, показы фильмов и выступления артистов. Однажды ночью люди, укрывшиеся на станции метро Marble Arch, попали на импровизированный концерт Гленна Миллера, который вместе с его группой тоже спустился туда прямо с прерванной репетиции.
Многим нравилась эта жизнь в метро. "Жители подземелий" сроднились, общались, влюблялись, женились. Одинокие больше не были одинокими. Люди ощущали себя в безопасности, не слыша по ночам ужасающих звуков бомбардировок.
"<...> можно было видеть, как «женщины наносят крем для лица, завязывают бигуди и прямо на ночь. Конечно, вы бы вежливо не смотрели на них, потому что они были в своих спальнях. <...> А дети катались на метро, по крайней мере, их мамы знали, где они, и это было намного безопаснее, чем улица." - Из книги «Разве вы не знаете, что идет война?» (1989), автора Джонатана Кроалла, фрагмент интервью Констанс Холт.
Но не все лондонцы стремились в метро. Некоторые предпочитали оставаться в своих домах или искали другие убежища, лишь бы не спускаться под землю. Одни не хотели оказываться в тесном пространстве с тысячами чужих людей, другие боялись обрушения, если снаряд попадет в станцию. А такое случалось несколько раз.
>>>>>>>Подписывайтесь на канал Виражи Истории<<<<<<<