Найти тему
759 подписчиков

ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГОВ ТАК ИНТЕРЕСУЕТ ДЕТСТВО?

Душевный привет!

Большинство проблем взрослого человека уходят корнями в детство.

Душевный привет!

Большинство проблем взрослого человека уходят корнями в детство. На своих консультациях, когда пациент рассказывает мне о причине обращения, я задаю вопрос: "Как вы думаете, почему вы столкнулись с этой проблемой?" Ответ часто звучит, как в шоу интуиция: "Наверное, это идет с детства?" Но не всем понятно, при чем здесь детство.

Как психолог, я работаю в
когнитивно-поведенческом подходе, поэтому расскажу о детстве с точки зрения этого подхода. Другие подходы тоже придают много внимания детству, вроде того, что там формируется бессознательная связь с матерью, детские конфликты, но я смогу вам весьма просто и понятно показать важность детского периода.

ГЕНЕТИКА ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ?
ОТВЕТ - ВСЕ ВМЕСТЕ!

Люди часто путают генетические особенности и поведенческие, например, если ребенок собирает конструктор, а папа у него инженер, то инфа сотка, что генетика, но это не так. Когда живое существо ведет себя с рождения до детского возраста так, как это свойственно его виду - это
врожденная форма поведения, та самая генетика. Тому множество примеров.

Большинству живых существ свойственны врожденные формы поведения - в генах животных закреплена информация о моделях поведения, брачных ритуалах, поиске пище и других инстинктах, даже бывает инстинкт самоуничтожения ради передачи генов в следующее поколение. Приведу пример.

У
рыб и других морских обитателей (исключаем морских млекопитающих) икринки рождаются и ведут себя с рождения в детстве и во взрослом возрасте так, как это свойственно виду почти без исключений. У рыб отсутствует воспитательный момент. Если вы возьмете икринку осетров и поместите в озеро, где будут камбалы, при сохранении других условий - осетр не будет вести себя, как камбала. Еще пример - самка осьминога охраняет икринки в укрытии, находится с ними 24/7, при этом у нее включаются гены, отвечающий за голод и сохранение потомство, т.е. она просто охраняет потомство, не охотится, но и не жрет свое потомство, а затем умирает от голода, а вылупившиеся осьминожки питаются ее тушкой. Все это инстинкты.

Осьминог охраняет кладку
Осьминог охраняет кладку


Земноводные и рептилии тоже в инстинктах с головы до ног. Обратите внимание на птиц. Большинство из них не строит с батьками гнезда, а рождаются в готовых, не охотятся вместе, а конкурируют, или держатся вместе, но каждый отвечает за свое. Также врожденные формы поведения.

Душевный привет!

Большинство проблем взрослого человека уходят корнями в детство.-3


У
млекопитающих уже появляются исключения из правил - особенно у высших приматов, потому что усложняется мозг. Но большинство также существует благодаря врожденным формам поведения. Вот берете вы домой себе лайку, которая ездовая собака, у которой метаболизм тысячелетиями затачивался для преодоления огромных расстояний. Ей необходим супер активный образ жизни, а также шерсть для холодов, им комфортно спать на улице в будках в морозы. Или котики, которые намываются сами по себе и когти точат о ваш новый диван - рефлексы.

Душевный привет!

Большинство проблем взрослого человека уходят корнями в детство.-4

И вот мы добрались до человека, который лишен такой радости, как врожденные формы поведения, у нас рефлексов нормальных нет, разве что детские, которые исчезают с развитием, да парочка другая физиологических. В ходе эволюции человека мозг избавился от врожденных форм поведения ввиду усложнения этого поведения. Зачем запоминать что-то сложное и, главное, куда, если это можно получить извне? Кстати, большинство витаминов мы не синтезируем сами, а потребляем из окружающей среды - это порешала эволюция.

Возьмем умозрительный эксперимент с икринкой или детенышем животного и попробуем провернуть с человеком - если человеческого младенца отправить в среду лишенную людей, одной вселенной известно, что с ним будет. Как это быть человеком? Делать орудия труда, разговаривать? А откуда взять эти навыки? Давно известно, что человек - существо социальное, ему необходим объект для формирования поведения. Мы прекрасно
ПОВТОРЯЕМ и МОДИФИЦИРУЕМ формы поведения. И, чтобы формировать поведение, нам нужен источник.

Маугли - персонаж  произведения Киплинга стал нарицательным для детей, воспитанных животными.
Маугли - персонаж произведения Киплинга стал нарицательным для детей, воспитанных животными.


Дети-маугли здесь отличный пример - когда ребенок попадает в силу разных блудняков в звериное сообщество и остается жив, то начинает вести себя, как они. Среди собак или волков бегать на четвереньках и выть, среди приматов ползать по деревьям и собирать жучков. Человек не ведет себя, как человек, если не был воспитан социумом людей, он ведет себя как существо, которое ищет рабочую для себя модель поведения.

В эволюции это можно считать, как это называет антрополог Станислав Владимирович Дробышевский "глюком". Чем сложнее устроена та или иная система, тем выше вероятность поломки. Чему потребуется технический осмотр чаще - колесу, на котором на заднице сидят, или автомобилю, у которого 4 таких колеса, еще и уйма запчастей и систем. Человеческий мозг имеет специальные центры, которые помогают ему быть человеком, но они работают при условии, что другие люди помогают ему использовать эти центры. Помогают, как правило, в этом родители.

Родители это те люди, которые дают нам эти формы поведения. Рожденный человек развивается, по мере взросления он активно взаимодействует с родителями, с помощью них он учится проявлять чувства, говорить, ходить, заниматься созидательной и аналитической деятельностью. Ребенок нарисовал каляки-маляки и приходит с ними к родителям, чтобы получить от них внимание, похвалу и
ЭТАЛОН ДЛЯ ОЦЕНКИ. С рождения у человека тяжко с самооценкой, поэтому он впитывает ее от родителей - если они хвалят дитя, подсказывают, что можно улучшить, то самооценка будет супер. А если ребенку говорят, что он криворучка, не может ничего нормально сделать - результат будет плачевный.

Все эти поведенческие модели будут фундаментом для будущей взрослой личности. Смотрите сами, человек сможет во взрослом возрасте не бояться вступать в конфликты, высказывать свое отличное от других мнение, решать конструктивно вопросы, если были в детстве такие практики. Но я не зря отметил, что мы не только повторяем, но и модифицируем поведение, поэтому каждый из нас не копия своих родителей, но может много интересного от них в себе найти. А ребенок, чьи родители ведут себя неподобающим образом, может вести себя иначе.

Собственно, поэтому психологи такое активное внимание к детству предъявляют, не просто потому что человек очень чувствителен к изменениям в тот период, а потому что в детстве формируются основы личности, на которых будут дальше настраиваться новые модели поведения. А человеку, который не может уверенно чувствовать себя в ситуации конфликта, психолог поможет прийти к тому, что это из-за нарушенной уверенности в себе в детстве.
А дальше дело за кропотливой работой.
Всем осознанности!

#подушам #психология #психотерапия #детство #работа #кпт #наука #популярное

Душевный привет!

Большинство проблем взрослого человека уходят корнями в детство.-6