В предыдущей статье мы рассказали о том, что из себя представляют NFT, почему они популярны среди коллекционеров и знаменитостей и какие из них стали самыми дорогими. Сегодня продолжим раскрывать тему и поговорим о продаже игровых персонажей, прибыли владельцев этих «активов», а также о том, как на новый вид цифровых объектов отреагировали всемирно известные компании и не только. И в чём Ахиллесова пята всей этой идиллии.
NFT в онлайн
Помимо простой торговли токенами, пользователи придумывают различные виды их взаимодействий, которые, тоже монетизируются.
В пример можно привести игры на NFT-арене Chain Faces Arena, прошедшие в начале 2022-го года. Участники отправляли на арену своих бойцов, в роли которых выступали NFT-смайлики. Каждые 15 минут рандомная часть из них погибала безвозвратно. На выживших смайликах появлялись боевые шрамы, которые делали их более уникальными и ценными. В итоге остался один победитель, получивший 160 тысяч долларов.
Другим вариантом активности токенов является онлайн-игра Axie Infinity. Ее цель — выращивать монстриков, скрещивать их с другими, получать новые уникальные виды, прокачивать их скилы и отправлять на схватки с другими монстрами-токенами. Эти игровые персонажи и являются предметом торгов. Самый дорогой из них был продан за 131 тысячу долларов.
Самый амбициозный отечественный IT-стартап SFERA открыл сбор заявок на регистрацию. Релиз уже скоро. Подробности читайте по ссылке.
Невзаимозаменяемые токены в цифрах
На рынке NFT задействованы огромные суммы, поэтому неудивительно, что он стал предметом финансового анализа многих агентств и СМИ. Благодаря им можно оценить продажи невзаимозаменяемых токенов в цифрах.
По данным аналитической платформы NonFungible.com, за год число криптокошельков, участвующих в сделках с NFT, увеличилось в 28 раз — с 89 тысяч до 2,5 миллионов. Число покупателей увеличилось в 30 раз — с 75 тысяч до 2,3 миллионов.
Более 470 кошельков заработали свыше 1-го миллиона долларов, а общая сумма прибыли составила 5,4 миллиарда долларов. Самой популярной категорией стали объекты коллекционирования. Их оборот составил 8,4 миллиарда долларов. На втором месте — игровые токены: персонажи, участки земли, экипировка и другие элементы геймплея. Ими наторговали на 5,2 миллиарда.
Отчет компании DappRadar подтверждает информацию об общем обороте NFT в прошедшем году. Он вырос со 100 миллионов долларов в 2020-м до 22 миллиардов в 2021-м. При этом минимальная рыночная капитализация ста самых дорогих экземпляров оценивается в 16,7 миллиардов долларов.
С увеличением количества сделок растут и блокчейн-платформы, на которых эти сделки осуществляются. Самой крупной из них является OpenSea. В 2020-м году в этой компании работало всего 5 человек. К концу 2021-го года штат увеличился в 10 раз, а ежемесячный объём транзакций, проводимых на платформе, достиг 3,4 миллиарда долларов.
Блокчейн-платформы известных компаний и футбольных клубов
Видя популярность нового виртуального товара, различные организации стали планировать запуск собственных блокчейн-платформ. В начале 2022-го года информационное агентство Associated Press объявило о скором запуске собственной площадки для получения прав на фотографии.
Компания Nike приобрела студию RTFKT, которая создает коллекционные предметы для метавселенных. А Ferrari подписала контракт с фирмой Velas Network ради создания цифрового контента для своих поклонников. Собственные эксклюзивные фан-токены выпускают и многие футбольные клубы, например, «Манчестер Сити» и «Ювентус».
Согласно данным BBC, на покупку таких цифровых объектов в 2021-м году было потрачено более 350 миллионов долларов. Клубы, как и другие производители токенов, зарабатывают большие деньги на продаже контента. А вот покупатели в этой среде отличаются от коллекционеров и геймеров.
Комментарий по этому поводу дал Макс Рабинович из компании Socios — платформы, на которой размещают токены большинство футбольных клубов. По его словам, фанаты больше стремятся не к спекуляции за счет купли-продажи, а к сохранению объектов для себя или приобретению токенов-услуг. Здесь популярны такие лоты, как постоянная скидка на билеты, возможность эти билеты выиграть или право голоса при выборе песни для выхода игроков на поле.
Популярность токена смыла налет консервативности даже с такой почтенной организации, как аукционный дом Sotheby’s. Сначала он просто выставлял цифровые объекты на своих торгах и заработал на этом 100 миллионов долларов. При этом представители Sotheby’s отметили, что 78% покупателей токенов были новичками на аукционах. То есть они приняли участие только ради NFT. Попав в эту волну, аукционный дом решил не останавливаться и объявил о запуске собственной платформы под названием Sotheby’s Metaverse.
Что касается России, то здесь успешно функционирует NFT-сеть Usetech Unique Network, обладающая большим набором возможностей для пользователей. Она предлагает пользователям независимость от сборов за транзакции и обновления в масштабе всей сети. Основная цель Usetech Unique Network — это решение экономических проблем и проблем хранения, которые в данный момент ограничивают создателей виртуального искусства и игр.
Собственной коллекцией токенов в 2021-м году отметились и некоторые российские компании. Например, производитель «Майского чая» выпустил серию цифровых объектов на платформе Rarible.
В это же время в Китае принялись за работу на государственном уровне. В январе 2022-го года стало известно о создании инфраструктуры для поддержки невзаимозаменяемых токенов. Она строится на базе государственной блокчейн-сети Blockchain Services Network.
Подделка объектов, как один из видов киберпреступлений
Там, где появляются большие деньги, вскоре появляются и желающие заполучить их обманным путем. Не стал исключением и рынок NFT. Самым простым и популярным видом киберпреступления в этой сфере является подделка чужих объектов. В то же время эту деятельность можно назвать самой безобидной. Наибольшее количество фальсификата торгуется через маркетплейс OpenSea.
Это обусловлено тем, что сервис не берет плату за размещение токенов, а также не проверяет их перед публикацией. Хотя в январе 2022-го года сервис изменил правила. Теперь пользователь может создать только 5 коллекций по 50 токенов в каждой. По собственным данным площадки, ранее до 80% контента оказывалось плагиатом. Теперь это число уменьшилось.
О других нарушениях на рынке NFT читайте в следующей статье.
А если вам показалось, что это безумие возвеличенное в ранг технологического прогресса, то так показалось не только вам.
Объективно, такое можно творить, когда не просто избыток ресурсов, а колоссальный избыток ресурсов. Однако мы знаем, что такого в мире не наблюдается, а скорее даже наоборот.
В итоге, такие явления в лишний раз демонстрируют крайнюю неравномерность распределения имеющихся ресурсов. Буквально, одним всё, другим ничего! Как вы считаете?
Подключите Telegram-бота, чтобы получать оповещения о новых публикациях на канале:
Автор:
Алена Староверова
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #производство #промышленность #Россия #it #энергетика #экономика