Найти в Дзене
7Дней.ru

Победили марксисты: подводим итоги 75-го Каннского кинофестиваля

Главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», забрал Рубен Эстлунд, со своей сатирой на капиталистов и олигархов. Рассказываем о его фильме, и других победителях.

   Треугольник печали (2022), реж. Рубен Эстлунд Кадр из фильма
Треугольник печали (2022), реж. Рубен Эстлунд Кадр из фильма

Пять лет назад молодой шведский режиссер Рубен Эстлунд показал в Каннах «Квадрат» — сатирическую комедию о том, как страшно далека буржуазия от простого народа. Герой «Квадрата», утонченный интеллигент и сноб, знаток современного искусства, по воле случая оказывается в спальных районах Стокгольма и чувствует себя там примерно так же, как если бы наш обитатель Рублевки внезапно проснулся где-нибудь в Северном Измайлово. «Квадрат» получил «Золотую Пальмовую Ветвь», и Эстлунд сделал правильные выводы: в своем новом фильме он вывел критику современного капиталистического общества далеко за пределы Стокгольма.

Действие «Треугольника печали» (Золотая пальмовая ветвь) начинается на роскошной яхте, а заканчивается на необитаемом острове. После неудачного ужина, жестокого шторма и нападения пиратов, выжившие миллионеры, олигархи и их любовницы, должны как-то выжить в еще более экстремальных обстоятельствах – палящее солнце, пресной воды нет, еды тоже – и нигде не прячутся операторы реалити-шоу «Последний герой». Миллионы на оффшорных счетах бессмысленны, и уж тем более бессмысленны амбиции и «понты», которыми они по привычке продолжают обмениваться. На роль альтер-эго режиссер назначил Вуди Харрельсона, который играет вечно пьяного капитана яхты, марксиста-лениниста (между прочим!).

Очень надеемся, что при всех сложностях «Треугольник печали» доберется до наших кинотеатров – это очень свежее (несмотря на сцену отравления морепродуктами) кино.

   Близко (2021), реж. Лукас Донт Кадр из фильма
Близко (2021), реж. Лукас Донт Кадр из фильма

Чего не скажешь про других победителей Канн, каждый из которых в большей или меньшей степени эксплуатирует социально ангажированную «повестку». «Близко» Лукаса Донта (Гран-при) рассказывает о нежной дружбе двух тринадцатилетних мальчиков. Нет, это не история о гомосексуализме, но история о том, как сильно влияет общество на сексуальное определение детей. В целом, тема важная и нужная, но режиссер эксплуатирует ее слишком явно, используя «запрещенные» приемы: под звуки классической музыки два ангелоподобных ребенка бегут по цветочным полям (тут кому-то непременно вспомнятся «Звуки музыки»). Но мальчики, сыгравшие в «Близко» главные роли – Иден Дамбрене и Густав де Ваэле – настоящее открытие.

Лукас Донт разделил Гран-При с Клер Дени – матриархом французского арт-хауса. Дени остается верна себе: она по-прежнему снимает драмы о «бремени белого человека». Действие «Звезд в полдень» происходит в Никарагуа, в разгар революции 1984 года (сама Клер Дени провела детство и юность в Африке). На фоне «черной» революции развивается бурный роман англичанина и американки – красивые белые люди пытаются выжить в иной для них системе ценностей.

Лучшую женскую роль в Каннах получила Зара Амир Эбрахими в «Священном пауке» — это история про религиозного маньяка, убивающего проституток в небольшом иранском городке. По сюжету напоминает какой-нибудь «Зодиак» (тем более что тоже основан на реальных событиях), но на самом деле «Священный паук» — полностью противоположен по смыслу. Таинственный убийца становится почти что национальным героем, в то время как его жертвы, и другие женщины (к примеру, журналистки) оказываются действительными изгоями. Интересно (но вполне закономерно), что фильм об Иране был снят без участия самого Ирана: режиссер Али Аббаси воспользовался помощью Европы: Дании, Германии, Швеции и Франции.

   Священный паук (2022), реж. Али Аббаси Кадр из фильма
Священный паук (2022), реж. Али Аббаси Кадр из фильма

Ну и напоследок о «Жене Чайковского» Кирилла Серебренникова: единственный фильм от России ожидаемо ничего не получил. Но спасибо и за то, что пустили в конкурс – надеемся, в следующем году русское кино сможет отыграться.