- Алёшка родился младшеньким. Две сестры старшие, Анютка и Иринка. Девочки уже большие, Анютка в школу ходила, Ирочка на следующий год в первый класс.
Долгожданный!
Папка и дед ждали его больше всех. В семье одни девочки, дочки, племянницы, сёстры. Поэтому долгожданный. Баловали его и батя, и дед, матери слово против сказать не давали. Ни пискнуть, ни крикнуть мальчонке нельзя было. А он рос, улыбался всем, сёстрам покоя не давал. Только ползать научился, всё в доме обшарил, где плохо приклеено оторвал, где торчало поломал, где на месте было прятал.
Только успевали за ним мама и сестры. Бабушка Сима ворчала на невестку.
- Ох, крученный он у тебя Люська. Воспитывать надо пока поперёк кровати помещатся, потом поздно будет! – и вздыхала.
- Да, как же, мама? Папка и дед прикрикнуть на него не дают. С работы приезжают, глядят, чтобы в настроении был. Всё выспрашивают. Балуют.
- Избалуют... Потом родители в поле, а ты бабка справляйся с ним.
Баба Сима была строга, даже сурова. Внучек вырастила воспитанных и кротких, всегда здороваются со старшими, дома помогают, учатся хорошо, аккуратные, добрые, прилежные. Мама их от груди как отняла, так бабушке Симе на воспитание, а сама на работу в колхоз. В те времена долго не засиживались в декретах. Внучек не приходилось наказывать или пороть, послушные были.
Алёшку бывало принесут к бабушке, он только ходить научился, везде нашкодит. Воду перевернёт, птицу из загона выпустит, сам в птичник влезет, только успевала за ним мама. А дед радуется.
- Какой внук у нас растёт, бабка! – обращался он к жене, – везде успеет, ты на него не горячись, перерастёт. И не дай Бог пороть будешь... Смотри мне, – шутя, угрожал он бабушке Симе.
Та, только вздыхала.
- Совсем избаловали мальчонку, что я с ним потом сделаю? Кручак...
- Смотри, я тебя предупредил! Мужик в семье растёт.
Алёшка быстро смекнул, что ему всё можно. Дома покоя от него не было, мать от него всё прятала, закрывала, но не помогало. Сам начал биться и раниться, доставалось за это жене и старшим сёстрам.
- Что вы доглядеть не можете за сыном? Что он битый у вас? – возмущался Семён.
- Не успеваю я. Только отвернусь, он в ведро с водой кошку сунет или через порог перекинется, прятаться от меня стал, сегодня у собаки в будке нашла, всера под скамейкой во дворе. У калитки поймала, на улицу собирался. Избаловали вы его... Чуть что, крик поднимает. Анюта и Ирочка на огороде, на хоздворе, но всё же помогаю с ним очень.
- Ты глупости не говори. До этого, девок воспитывала, а это мужик!
- Семён, может сглазили, что он как бесёнок. К бабке какой показать, порчу, чтобы сняла? – осторожно спросила Люся.
- Перестань! Дети разные. Перерастёт, – и снова давай тискать Алёшку на руках или во дворе с ним кувыркаться.
Люся не могла с мальчишкой справиться, тайком наказывала его. Отшлёпает по заднице и в кроватку, а он через пять минут забудет, что наказали и давай карабкаться из неё или раскачивать, пару раз уже вылетал. Ждала Люся времени, когда бабушке на воспитание отдаст сына.
- Баба Сима быстро с тобой справится, и папку твоего слушать не станет, - говорила она сыну, когда ругала его. Муж просил повременить, не спешить на работу.
- Мать ему нужна. Не спеши Люся, – Помнил Семён, как порола его мать. Все наказания и строгость её, поэтому нетхотел отдавать сыночка.
Но, время пришло, Люся вернулась к работе. В колхозе предложили дояркой на ферму. Дома девочки справятся, и бабушке с Алёшкой помогут.
- Не буду я с этим Кручёнком сидеть!!! – отнекивалась баба Сима.
- Мама, ну как же? Садик только строят, куда мне его девать?
- Не знаю. Крученный он у тебя, не справлюсь.
- Кто же кроме вас? Только на Вас одна надежда. Вон каких девочек вырастили! Гордость наша. Анютка помогать будет, не сомневайтесь.
Бабу Симу смягчили такие приятные слова.
- Ладно, с девчатами справимся, только потом не обижайся...
- Что вы, я же никогда...
Вот и стали приводить Алёшку к бабушке. Побаивался он её, строга, не улыбчива, не возилась с ним как папка и дед. Но скоро освоился Лёшка. Больше не знала покоя баба Сима.
- Вот выпорю тебя, – ругала его бабушка, – что же ты не послушный такой, зачем гусей в огород пустил?
Лёше третий год шёл, всё ему интересно в доме, во дворе, в сараях, за двором.
- Ну ка, пошли телёнка поить, – бабушка крепко брала внука за руку и вела за собой, не выпутаться, – ты постой здесь, ведро не трогай, а я перебью его в другое место, – говорила она внуку.
Алёшка словно не слышал, только бабушка за верёвку, он возьми и дёрни ведро. Телок так и помчал по поляне вместе с бабушкой... Привела она его за ухо во двор.
- Вот я тебе сейчас задам! – ругала его, снимая с гвоздя дедовский ремень, – что ж ты, бабку по полю оттаскал... Я вот тебе!
Вывернулся Алёшка, убежал, со двора бабушку дразнит, кричит, что деду расскажет всё.
- Ах, ты ж... Я тебе дам!!!
Но мальчик уже где-то спрятался.
На следующий день ворвалась соседка к бабе Симе.
- Сима!!! Твой Бельчик всех моих утят передушил!
- Да, что ты! Быть не может, на цепи он, – она во двор, а там ни Бельчика, ни мальчика.
В этот раз не отвертелся Алёшка, отшлёпала его бабушка и в угол поставила. Он камушек достал из кармана, и давай на стене в углу узоры выковыривать. Чуть снова не досталось. Но дед с поля вернулся, заступился за внука.
- Ой, не могу я с ним!!! Одни убытки. Сегодня собаку с ошейника спустил, Вальке утят передушила...
Дедушка только отмахивался.
- Новые вылупятся.
Дед забирал внука в трактор и катал, за руль давал сесть. У мальчишки от радости дух захватывало. Или к реке спустятся с удочками, одну мелочь поймают, зато счастья у Лёши через край.
Бабушка мучилась с ним. Пороть боялась, чтобы сына и мужа не разозлить, но наказывала всегда. В углу на стене живого места не было. В пять лет решила буквам его учить, чтоб хоть немного занять ребёнка. Сама баба Сима, только читать, писать умела, четыре класса образование. Но от детей и внуков большего требовала. Засыпал Алёшка за букварём, скучно.
А как проснётся, глядь бабушки нет, он и спрячется под крыльцо. Бабушка ищет его, зовёт, к соседке сбегает, девочек домой отправит проверить, нет его. Волнуется и причитает, а он заливается... Из под крыльца, вылезет, бабушку напугает, бабушка гоняется за ним по двору, а он хохочет...
- Не догонишь! Не догонишь! - дразнился Лёшка.
В другой раз на речку сам уйдёт, никого не предупредит. Спустится с берега к самой воде и сидит тихо. Сёстры его зовут, ищут, а у него слёзы от смеха...
Под кровать залезет вместе с кошкой, и уснёт! По три часа его всем хутором ищут. А он выспится, как ни в чём ни бывало, выйдет во двор. Вот, уж досталось бабушке пока он вырос.
Но и ему однажды перепало дедовского ремня! Не выдержала баба Сима, отлупила его хорошенько.
Под вечер послала его в курятник, за свежими яйцами.
- Только квочек в гнездах не трогай! Понял? - Алёшка головой махнул. Прибежал, яиц набрал сколько, смог, уже уходить собирался, услышал писк. Ничего его не остановило!
Квочки бились, клевались, но цыплёнка он достал. Где же ещё? И перебил все яйца, с цыплятами...
- Ах, ты ж, Кручёнок! Что же ты наделал? – за ухо его в дом, а там ремень, сняла с гвоздя, поддала ему как следует.
Плачет, кричит Лёшка.
- Я только хотел вылупить их... А они не красивые внутри...
Задала ему бабушка, внук всхлипывает, а рядом бабушка присела.
- Что же ты наделал внучек?! Они же все теперь умрут. И не вырастут из них новые курочки, больше не будет у нас яиц свежих. Дед любит их сильно... Как же мы жить будем...
Не на шутку испугался Лёшка, стал спрашивать у бабушки. Что, да как, да почему. А та ему рассказывает, объясняет. Так и просидели пока дед не приехал. Хотел дед поиграть с внуком, но тот домой пошёл, родителям рассказать обо всём.
На следующий день снова пришёл, стал расспрашивать бабушку обо всём на свете. И так каждый день.
- Откуда ты знаешь всё, бабушка?
- Не знаю внучек. Росла видела, родители рассказывали, бабушка. В книгах много интересного пишут.
- Ты все книги читала?
- Мало читала. Сёстры твои мне читали пока росли, а мне всегда некогда было... всю жизнь.
Нет, Алёшка не перестал шкодить, но стал это делать гораздо реже и не со зла. Много с бабушкой разговаривали. Выучил букварь, все буквы знал. Сёстры научили буквы в слова собирать.
- Мама, не узнаю я Алёшку...
- Прям?! Какой был, такой и есть – Отмахнулась баба Сима от невестки.
Лёшка вырыл себе лаз под скирдой сена, что дед заготовил на зиму. Забирался туда вместе с кошкой и читал, под дедовским фонариком. Всё читал... Книжки какие, совсем непонятные, газеты у бабушки из ящика забирал, часами его не видно, не слышно. Кошка там ему и котят привела... К осени во двор всех притащила.
Следующим летом снова так сделал Лёшка. Но дед на другой манер сено сложил. Большую скирду сделал! Соседям на зависть, будто десяток голов скота держал.
Бабушка Сима приучила внука к библиотеке. Далеко надо было ходить, в соседнюю деревню. Но со старшими отпускала. Иногда отец или дед возили. Увлекался Лёша солдатами, рыцарями, оружием.
Так же баловался, дразнил соседских собак, сбегал на речку, «учил плавать» утят, прятался. Всё было! Если что случилось рядом, значит без Лёшки не обошлось. Баба Сима не одну хворостину об него сломала. Дед больше не ругал жену.
- Пожар!!! Пожар!!! – кричали однажды под вечер соседи на весь хутор – Симка у вас сено горит, мужа зови...
Всем селом кинулись тушить. Кто чем до темноты заливали, засыпали, но всё без толку. Сгорело.
Только хозяева скирды не тушили... Бегали, кричали, Лёшку звали. Семён уже под горящее сено хотел лезть, люди оттащили. Жар такой стоял, близко подойти нельзя было.
Искали все! Уже и кошка, его любимая показалась во дворе... А его нет... На пепелище дед с лопатой полез, не пустили, тлело ещё! Каждый угол в хуторе обыскали, нет его.
- Там он! – разрывалась баба Сима, – вон и книжки его. – Она в иступлении указала на место пожара, - это я виновата, я разрешала ему, лишь бы не шкодил.
Баба Сима билась на крыльце, дед собирал всех с лопатами, на место пожара. Люся и девочки тоже рыдали. До ночи длилась вся эта суета, потом затихла. До утра отложили, пока остынет. Родня сидела на веранде, уставшая, обгорелая, теперь безмолвная...
Под крыльцом послышался, плачь... Всхлипывания... Кто бормотал...
Все кинулись туда! Там он, там! Алёшка!
Дед вытащил его за ухо, стал снимать с себя тяжёлый армейский ремень со звездой...
- Не тронь!!! – закричала баба Сима – Не тронь! Он сам испугался... Меня бей! Его не тронь, – она стала беспорядочно хватать внука и оттаскивать от деда, – Лёша, милый, мы же тебя искали, звали, почему не отозвался?
- Бабушка... - заикаясь рыдал мальчик, – бабушка, я хотел... потушить! Я не смог... Там кошка с котятами – Он истошно зарыдал.
Все родственники и смеялись, и плакали одновременно, до самого рассвета. Такой переполох поднял Алёшка на всю деревню. Его конечно успокоили.
Любимая кошка сидела и вылизывалась на пороге...
Надолго запомнили этого шкодливого мальчишку в деревне!
Мальчик рос, с каждым годом становясь спокойнее и рассудительнее. Дед стал таскать его с собой на работу в поле. Бабушке это не нравилось.
- Не таскай внука в поле, пусть не привыкает к земле. Он другой...
- Крученный, что ли? – смеялся дед.
- Нет, он другим будет!
- Каким же бабка, чем плохо ему здесь?
- Всем хорошо. Он всю страну увидит. Много знает и читает... Вот, – она взяла первую попавшуюся книгу внука – военным будет. Всё мне про них рассказал.
Алексей вырос, ушёл в армию. Потом продолжил службу, стал офицером.
Пророческими оказались слова бабушки.
Девочки Анюта и Ирина после школы уехали учиться в город, но вскоре обе вышли замуж и вернулись в деревню. Анна в свою, Ирина уехала далеко за Уральский хребет.
Алёша, прилежно служил. Получал новые звания. Много мотался по стране. Встретил девушку, любимую далеко во Владивостоке. Женился. Мама и папа прилетали к нему на свадьбу.
На рождение первенца уже не могли, очень далеко и дорого. Лёша, часто писал и присылал фотографии. Им гордились не только родня, но и пол деревни, которые помнили того маленького Кручёнка, как называла его баба Сима.
На старой скамейке у покосившегося деревенского дома сидели два пожилых человека. Жёлтая листва шуршала вокруг.
- Ох, Сима! Как там наш Алёша? Семён сказал, уже второго ждут.
В их стареньком доме фотография внука была на самом видном месте. Бабушка Сима очень болела ногами и с трудом ходила. На улицу выбиралась, крайне редко, только при помощи мужа.
- Вспомнил... - ворчала старушка, – теперь то мы им зачем нужны?! Выросли и улетели как птенцы. Сколько же я натерпелась от твоего Алёшки...
- Может еще навестит когда-нибудь, бабка?
- Что ты болтаешь старый! Лучше помоги мне до дому дойти опять ноги ноют. Зачем мы им нужны старики. Ох... ох... Помоги. Сколько лет не видели его? Я и не вспомню.
Через несколько дней, в их давно затихшем доме послышался стук.
- Кого там ещё? – ворчала баба Сима в кресле, – иди открой, почтальонка наверно пришла.
На веранде началась суета, слышно было, мужские и детские голоса. Несколько человек. В комнату вошёл статный мужчина, темноволосый с усами, на руках держал мальчика лет трёх.
- Баба Сима здравствуй! – обнимал красавец внук больную бабушку, – не узнала?
Она сидела, вытаращив глаза и если бы не невестка и сын которые стояли рядом никогда бы не поверила...
- Лёша!!! Внучек, родной, – слёзы катились по её лицу, которое давно казалось чёрствым и бесчувственным – Как же это? Так далеко... Да зачем же ты? – заикаясь говорила бабушка – Прости родной... Я тут разболелась.
- Здорово дед! – произнес Алексей грубым басом и протянул большую руку деду, – как ты, где твой трактор?
- Да какой там, уж сколько лет дома... Не вижу чтобы на тракторе работать.
Рядом с Алексеем стояла не высокая, хрупкая и очень красивая девушка.
- Ба, знакомься это Нина, – он обнял за плечи любимую жену. – А это Васька, он подхватил на руки слегка напуганного мальчишку, – вот привезли на перевоспитание. – Вся семья рассмеялась, – кроме тебя, никто не справиться.
Бабушка Сима разрыдалась.
- Что ты внучек... Ещё одного такого, не выдержу... Мне хватило одного.
Алексей пробыл у родителей три дня. Каждый день навещал бабушку с дедушкой. Рассказывал о своей жизни, службе, все вместе вспоминали его детство и проделки. Баба Сима с величайшим удовольствием рассказывала правнуку о кознях отца. Узоры на побеленной стене, показала.
Сколько радости и жизненных сил появилось у стариков после приезда внука. Ещё несколько лет рассказывали почтальону и соседям об Алёше и его семье. Словно он и не уезжал много лет назад...
Спасибо что дочитали до конца.
Буду благодарна за подписку 🌼
Подписывайтесь на мой Телеграм⬇️