Найти тему
Евгений Ермилов

Тяжёлая доля пехоты. Какое будущее у наших мотострелков? Часть 1. Уроки прошлого и настоящего...

Здравствуйте, товарищи!

В сегодняшней статье я решил обратиться к продолжению острой и больной темы в рамках СВО на Украине. Речь о наших потерях и путях их снижения в будущем.

Да, как бывший военный, я прекрасно понимаю, что потери были неизбежны и они, по факту, минимальны. Но, далеко не всё было сделано для их сокращения. У меня очень много вопросов к Тылу Вооруженных сил РФ. Но об этом как-нибудь в другой раз.

А сегодня мы поговорим о «матушке пехоте», обратимся к статистике её потерь в году Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и пофантазируем о том, что мотострелковые части может ждать в недалёком будущем.

Уроки прошлого и настоящего. Поехали…

Территория не считается захваченной пока на неё не ступила нога солдата и в этом контексте именно «матушка пехота» несет основные потери в вооруженном противостоянии с противником.

Так в годы Второй мировой войны в РККА погибло 8 668 400 человек Потери в Великой Отечественной войне — Википедия (wikipedia.org), из них:

34 тысячи 500 летчиков Советская авиация понесла наименьшие потери во Второй мировой войне из всех воюющих держав (topwar.ru)

337 тысяч танкистов Сколько танкистов погибло в ВОв. Вопросы истории - Заметки о войне (moigeroi.ru)

154 тысячи 771 моряк ВМФ СССР в Великой Отечественной войне | Самое интересное в истории Российского флота (korvet2.ru)

1 миллион 587 тысяч артиллеристов Первышин В. Г. Людские потери в Великой Отечественной войне (annales.info)

Оставшиеся 6 миллионов 555 тысяч 129 человек – это пехота. Не в чистом виде. Понятно, что в это количество входят и связисты, и саперы, и медики, и водители... Мы сейчас говорим о погибших людях, не защищенных в момент смерти бронёй, орудийным лафетом, бортом корабля и т.д. и т.п.

Ремарка: Средняя продолжительность жизни в пехоте составляла 5,2 месяца. Хуже только в штрафбатах – 1,9 месяца. Но ведь штрафбат – это тоже пехота!

-2

К чему я подвожу вас, уважаемые читатели? А к тому, что с давних времен ничего кардинального на поле боя не изменилось: максимальные потери, всю тяжесть и грязь войны вывозит на своих плечах «царица полей». Именно поэтому Министерство обороны РФ, предприятия ОПК должны и работают над повышением живучести на поле боя «Ваньки пехотного».

Нынешняя специальная военная операция на Украине, как и любой вооруженный конфликт, является селекционным мероприятиям для вооружения и военной техники. Проверяется годность и способность применяться по назначению уже старых видов вооружений; старых, но модернизированных; старых, но глубоко модернизированных; новых; перспективных; экспериментальных.

-3

При этом никто не торопится отказываться от, казалось бы, устаревших и модернизированных вооружений.

Вот в этом, на мой взгляд и состоит наша основная ошибка. Мы экономим на наших солдатах: Министерству обороны РФ удобно не морщить мозг на счет новых образцов защиты и нападения, а предприятиям ОПК – не разрабатывать новые, не освоенные, рискованные образцы вооружения и военной техники. Такая ситуация была характерна для последних лет СССР, в девяностые и до середины 2000-ых годов. Все были всеми довольны, «клепалось» старое проверенное железо, тактика и стратегия не претерпевали изменений. Мы воевали по лекалам предыдущей войны. Всё изменилось 8 августа 2008 года, когда выяснилось, что по ряду позиций в номенклатуре вооружений мы серьёзно уступаем карманной грузинской армии. Ряд тактических и стратегических наработок детища натовских инструкторов превосходили наши линейные тактические приемы времен Второй мировой войны.

-4

Кстати, опыт, приобретенный нашими офицерами и солдатами в Афганистане, был благополучно забыт в высоких кабинетах оборонного ведомства в 90-ые годы. А заново наработанный такой же опыт в Чечне – тоже «спускался на тормозах». А происходило это по той же причине – не хотелось ломать давно налаженные схемы взаимодействия МО РФ – Министерство финансов – предприятия ВПК.

Война с Грузией специальная операция в Сирии наконец то подтолкнули оборонное ведомство к мысли, что необходимо модернизировать все направления военного строительства государства. Плоды этих реформ мы сегодня наблюдаем в ходе специальной военной операции На Украине.

Но сегодня, в ходе боевых действий мы столкнулись с новыми вызовами: тактика исламских террористов, в основу которой положен принцип «не жалеть никого, ни чужих солдат, ни своих, ни мирное население, разрушать социальную и экономическую инфраструктуру государства до основания» требует от нас очередных изменений в тактике и стратегии ведения боевых действий, в первую очередь способов и методов ведения боёв в условиях плотной городской застройки, повышения мобильности и вооруженности малочисленных подразделений специального назначения.

-5

С тактикой и стратегией ведения боевых действий в рамках концепции ведения войн седьмого поколения у нас всё неплохо. Мы разматываем ограниченным контингентом многократно превосходящие силы противника, при чём ведя наступательные действия. А вот с обеспеченностью наших солдат, прежде всего мотострелков современными видами вооружения всё не так хорошо, как хотелось бы.

Поэтому предлагаю вам, уважаемые читатели помечтать во второй части статьи на тему, чем мы можем обеспечить, вооружить наших военнослужащих-мотострелков в ближайшей перспективе.

Продолжение следует...