Каждый человек, познавая мир, стремиться создать такое представление о нём, которое бы максимально отражало реальность. И выбор между способами познания необходимо делать с целью выбрать такой, который содержит направленность на постижение объективного мира. Ведь именно знание объективных законов и предметов является целью познания. Из всех известных способов, научный, более всего удовлетворяет данную потребность.
Как и любой вид познавательной деятельности, научный способ познания нацелен на изучение окружающего мира. Но, научный способ имеет главное преимущество: структура принципов познания в науке, строится на выявление объективных данных об окружающем мире. Высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Эта ценность отражена как в ключевых особенностях научного познания, так и в методах постижения истины.
Сама структура методологии познания исключает догматизм. Ведь, чтобы гипотеза или теория стала научной, необходимо соблюдать ряд критериев, один из которых фальсифицируемость – принципиальная возможность экспериментального или иного опровержения теории: описание некоторых событий, при наступлении которых, теория будет признана ложной. Это как раз исключает догматизм. Ниже приведу ряд критериев, который можно использовать при ознакомлении с новой информацией (гипотезой, теорией, идеей). Их можно применять не только при чтении научной информации.
Вот, на мой взгляд, минимальный набор критериев, которые можно применять в повседневной жизни, чтобы отвергать идеи, которые в своей основе не стремятся к познанию объективной истины и плодят иллюзии.
• Рациональность информации (описание информации)
Описание убеждения, мыслей, фактов, мнений с ним связанных. Противоречий быть не должно. Витиеватость и сложность описания должна насторожить.
• Логичность информации
Соблюдение законов логики
1. Закон тождества
2. Закон противоречия
3. Закон исключенного третьего
4. Закон достаточного основания
Проверить информацию и доказательство на наличие ключевых логических ошибок.
• Верификация информации (подтверждение фактами)
Перечисление фактов, подтверждающие истинность убеждения.
• Фальсифицируемость информации (условия отказа)
Перечисление условий отказа от этой теории. Как и в пункте верификации, очень важно описание способа объективного измерения.
Так же хочется отметить, что признать идею или теорию научной, это ещё не значит считать её верной. Было много научных теорий, которые в последствии были признаны ложными. Но, признание идеи ненаучной, говорит о том, что идея в таком виде, в котором ты с ней ознакомился не представляет интереса для изучения. Слишком велика вероятность, что она плодит иллюзии, а не помогает познавать объективный мир.