Больше информации и списки проверенного хорошего контента для детей здесь
Ноутбук с доступом в интернет — необходимая вещь!
Эта техника, при правильном подходе, отлично продвигает нужные установки/ценности и приносит пользу развитию мышления. Почему не стационарный компьютер?
Пользование ноутбуком легко ограничить. Если считаете, что ребёнок не должен, например, заходить в интернет, когда вас нет дома, то просто забираете ноутбук. Ноутбуки не тянут сложные игры и это тоже их плюс — незачем лишний раз провоцировать ребёнка.
В целом, любое использование гаджетов постоянно требует «ручной» регулировки — включенности родителя в процесс и «тонкой настройки» списка гаджетов и вида их использования в зависимости от возраста ребёнка и социального окружения.
Например, у сына ноутбук появился в 8 лет, когда многие его ровесники начали активно играть в видеоигры и предлагать ему присоединиться. Несмотря на то, что у него были свои образовательные игры на планшете (об этом я писала здесь), конечно, нужно было не отдавать эту важную область ровесникам, а как обычно «возглавить движение». Поэтому мы сработали на опережение. Купили ему ноутбук, что сразу подняло его в глазах ровесников, которые начали уже ходить со смартфонами. А у Дениса смартфона не было и, если он хотел что-то показать, то приходил с ноутбуком 😄
А показать было что. То, что он делал на ноутбуке сам.
Мы запретили сыну играть во все видеоигры и при вручении ноутбука забрали планшет. В тот момент он уже потерял свою актуальность, так как в образовательные игры по школьным предметам Денис уже не играл — ко второму классу привык получать знания из учебников.
Но вместе с запретом на видеоигры было торжественно объявлено разрешение играть в те игры, которые он создаст сам и вручен подарок в виде обучающего онлайн-курса по программированию на Scratch с преподавателем. Это очень простой язык, и у детей прекрасно получается на нем что-то создавать. Очень рекомендую! И девочкам в том числе.
Преподаватель Дениса был мастером своего дела и через какое-то время ребёнок создал игру, потом другую, третью… Чуть-чуть поиграл в них и сказал: «Играть не так интересно, как создавать. Я лучше продолжу улучшать те игры, которые есть, и начну писать другие».
Всё, дело сделано! Ребёнок перешёл из статуса потребителя в статус творца.
Он почувствовал вкус созидания и сейчас уже программирует на Python - с увлечением пишет длинные и сложные программы, смотрит обучающие видеоролики, большинство из которых находит уже без нашей помощи.
Кстати, обратите внимание на 👆 надпись на стене! Это тоже программирование, но другого рода 😉
Главное, в начале какого-то конструктивного увлечения дать хороший импульс этому движению. Например, свой компьютер «как у родителей», хороший преподаватель и достаточное время для закрепления привычки. Денис занимался с учителем около полутора лет — правда, не только Scratch, но и 3d-моделированием, а Adobe Photoshop осваивал уже сам.
С 11 до 12,5 лет еще был период «Майнкрафта». В следующей статье я могу рассказать эту историю и как удалось обратить ее на пользу. Пишите в комментариях, если интересно узнать как мы это сделали с Великим и Ужасным Майнкрафтом 😉
На данный момент — в 13 лет у сына ноутбук в свободном доступе. Но, напоминаю, что уровень осознанности должен быть достаточно высокий и воспитываться с детства, чтобы, когда ребёнок потребует самостоятельности, он был к ней готов и сам фильтровал контент.
Как воспитывать осознанность буду постепенно рассказывать. Сейчас скажу только, что хорошие отношения с детьми строятся на честности и открытости.
В данном случае, неплохо бы провести беседу на тему манипулятивных технологий, используемых в современном обществе для продвижения интересов разных группировок. А заодно о том, как мелкие ежедневные привычки влияют на жизнь — лучше с наглядными примерами (особенно с примерами собственных ошибок).
В ноуте у Дениса помимо программирования есть ютуб-каналы по интересам. В основном — каналы о различных науках (антропология, астрономия, биология, обществознание, экономика, математика) и ролики со смешными передачами. КВН, лучший юмор советского периода, выступления Задорнова и никакого современного стендапа (!)
Естественно, вся эта коллекция формировалась под присмотром родителей с тех пор, как появился ноутбук. Хотя иногда он смотрит каналы вроде «А4» — нужно же быть в теме интересов сверстников!
По видеороликам ребёнок может учиться всему, что вызывает у него интерес: рисованию, шитью игрушек, завязыванию морских узлов и разведению муравьев. Главное, тщательно отобрать каналы, которые разрешены к просмотру, и поглядывать краем глаза, что там смотрит любимое чадо.
Сразу договориться, что ваше «подсматривание» — это обязательное условие использования ноутбука и никаких обид и возражений не принимается.
Таким образом, ребенок учится ориентироваться в пространстве Интернета в ограниченных родителями рамках. То есть нет перегруза от больших разнообразных объемов информации, но есть практика следования своим конструктивным интересам и большая доля самостоятельности. Хотя, конечно, поставить на компьютер родительский контроль тоже не помешает.
Доверие ребенку возможно в том случае, если мы соблюдаем принципы честности и спокойного принятия любых его ошибок. Тогда ему нет смысла вам врать. Например, несколько раз я «ловила» Дениса на просмотре прохождения игры (стрим) и мы подробно разговаривали о том, почему это происходит, для чего это ему нужно, какие свои потребности он этим закрывает (привет, самоанализ!) и чем можно заменить. Вместе искали решения, и в итоге сейчас ему это малоинтересно. Иногда может посмотреть немного, чтобы оценить решения в области программирования, так как продумывает свои игры.
Кстати, Тетрис разрешен в любых объемах. Эта игра — классика! Улучшает пространственное мышление и имитирует игру на смартфоне 😉
Алёна Аист
#аиствоспитаниеобразами
#воспитаниедетей
#воспитаниеребёнка
#нравственноевоспитаниедетей