Найти в Дзене
Живу, люблю, пишу...

"Портрет". Рассказ

Елена Богданова одна воспитывала сына Тимофея. Тимке было семь лет, когда его отец, офицер, погиб при исполнении воинского долга. Елена тогда горевала страшно, своего Алексея она очень любила. И он её любил. Жили супруги душа в душу, и только опасная служба мужа расстраивала женщину. Она очень переживала за любимого.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Справиться с горем помогли родители, друзья и, конечно, сынишка. Ведь теперь Елена была Тимке и за маму, и за папу. Ей пришлось учиться быть сильной. Она поклялась, что воспитает сына настоящим мужчиной. Таким, каким был его отец.

Шло время, острая боль от потери любимого мужа потихоньку утихла. Ослабела, если сказать правильно. Потому что не было ни дня, чтобы Елена не вспоминала своего Алёшку. Дома на видном месте стоял его портрет, на котором Алексей, совсем молодой, в парадной форме, улыбался и смотрел своими бездонными голубыми глазами, в которых когда-то Елене хотелось утонуть.

- Убери ты этот портрет, - сказала однажды Елене её подруга Тамара, придя в гости.

- Почему я должна его убрать? – удивилась Елена.

- Ну зачем он здесь? На самом видном месте. Прошло уже пять лет! Тебе давно пора перестать жить прошлым. Ты же ещё молодая женщина, тебе нужно устраивать свою личную жизнь. А ты каждый день смотришь на эту фотографию и словно программируешь себя на одиночество.

- Тома, это портрет моего мужа, я очень его любила. Я его до сих пор люблю и всегда буду помнить.

- Ну ты даёшь! – возмутилась Тамара. – Алексея уже пять лет нет в живых, но ты-то живая! Я не говорю, что его не нужно помнить. Но почему этот портрет до сих пор стоит у тебя на самом видном месте? А если снова замуж выйдешь, тоже будете жить, каждый день глядя на эту фотографию? Вот представь, познакомилась ты с мужчиной. Пригласила его в гости. Он пришёл, а тут этот портрет… Сразу станет понятно, что ты не готова к новым отношениям.

- Во-первых, замуж я не собираюсь, и в гости тоже никого приглашать не планирую, - слова подруги были Елене неприятны, но ссориться с ней не хотелось. – А во-вторых, не понимаю, что плохого в том, что портрет Алексея стоит здесь? Я не собираюсь прятать его где-нибудь в шкафу. Алёша всегда будет жить в моём сердце.

- Ой, не понимаю тебя, - продолжала гнуть свою линию Тамара. – Пять лет прошло! Пять! Ты что на себе как на женщине поставила крест? Ты не хочешь снова быть любимой и счастливой? Будешь до конца жизни хранить верность покойному мужу?

- Тома, давай сменим тему, мне неприятен этот разговор, - довольно резко сказала Елена.

- Ладно, - кивнула подруга, слегка обидевшись. – Дело твоё… Хочешь жить воспоминаниями, живи. Я вообще чего пришла-то к тебе. Мы с тобой обе в родительском комитете, а скоро в школе собрание. Наша классная спросила у меня, будем ли мы в этом году как-то детей с праздниками поздравлять, скоро Двадцать третье февраля и Восьмое марта. Нужно определиться с подарками для девочек и мальчиков и решить будем ли проводить какое-нибудь мероприятие. Ну там, чаепитие в школе, конкурсы всякие, игры. Или, может, всем классом сходим куда-нибудь? В кино или в ТЮЗ? Давай подумаем, чтобы на собрании уже конкретное что-то родителям предложить.

- Хорошо, давай подумаем, - согласилась Елена, обрадованная тем, что неприятный для неё разговор закончен.

***

Сын Тамары, Артём, учился в одном классе с Тимофеем. Нельзя сказать, что мальчики были друзьями, хотя и общались в школе и за её пределами. А вот их мамы подружились.

На родительском собрании в первом классе выбирали родительский комитет, и, как это обычно бывает, желающих взвалить на себя дополнительные обязанности почти не было. Только Тамара Щепкина, бойкая и общительная женщина, вызвалась. Остальные же мамочки (и несколько отцов, которые усиленно делали вид, что это их вообще не касается) сидели молча в надежде, что чаша сия их минует.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Тогда Тамара обратилась к сидящей с ней за одной партой Елене с вопросом:

- Может быть, вы поддержите?

- Ну хорошо, - согласилась Елена. Она уже была в родительском комитете, когда Тимка ходил в детский сад, поэтому ей было не привыкать.

Так и началось общение Елены и Тамары, постепенно переросшее в дружбу.

Тамара была одна из тех, кто поддержал Елену после гибели мужа. Поскольку Тома жила в соседнем доме, она в то тяжёлое для Елены время, часто к ней заходила вечером после работы, чтобы за чашкой чая поговорить на разные темы и тем самым отвлечь молодую женщину от печальных мыслей. Пожалуй, именно в то время они и сблизились.

***

Обсудив предстоящие праздники и записав в блокнот свои идеи, женщины выпили чаю с пирогом, после чего Тамара ушла домой.

Оставшись одна, Елена задумалась над тем, что сказала подруга. Все эти годы она и не думала о том, что в её жизни может появиться другой мужчина. Она была привлекательной женщиной, и, конечно, представители противоположного пола обращали на неё внимание, оказывали знаки внимания, но Елене никто не нравился.

Возможно, подсознательно она сравнивала всех со своим Алексеем, любовь к которому была так сильна, что, казалось, после гибели мужа она и сама наполовину умерла. Вроде бы и вернулась к обычной жизни, и даже научилась улыбаться и радоваться, да и боль от потери значительно притупилась, а всё равно в душе была какая-то пустота, заполнить которую было невозможно.

Но она была категорически не согласна с Тамарой, что этот портрет покойного мужа мешает ей быть счастливой. Разве она несчастна? У неё растёт сын, хороший мальчишка, который и учится неплохо, и спортом занимается, и по дому помогает. Есть родители, друзья, интересная работа…

И не ставит она на себе крест как на женщине, зря Тамара так думает. Если судьбе будет угодно подарить ей встречу с мужчиной, который сможет растопить её сердце, то, значит, так тому и быть. Но пока не встретился такой. А специально искать кого-то она не будет. И портрет Алёши не уберёт.

***

На следующий день Елену ждала большая неприятность. Позвонила Надежда Анатольевна, классный руководитель Тимофея, и пригласила в школу для серьёзного разговора. Елена была в ужасе, услышав, что её сын подрался с одноклассником. А самое неприятное, что этот одноклассник был Артём Щепкин, сын её подруги Тамары.

- Сегодня в шесть вечера я буду ждать вас вместе с Тимофеем и Тамару Андреевну с Артёмом, - строго сказала Надежда Анатольевна. – Будем разбираться. Не понимаю, какая муху укусила вашего сына, он первый набросился на Щепкина с кулаками. Это некоторые ученики видели и подтверждают. Ничего не понимаю, Тимофей всегда казался таким уравновешенным и воспитанным мальчиком… Что с ним произошло?

- Конечно, Надежда Анатольевна, - ответила Елена. – Мы обязательно придём и разберёмся, в чём дело.

«Что же могло случиться?» - подумала встревоженная женщина. Она была на работе, когда ей позвонила Надежда Анатольевна. Конечно, Елена тут же позвонила сыну, но он не ответил. В этот день у Тимофея были занятия в секции по рукопашному бою и он, очевидно, опять ушёл без телефона.

Вскоре после звонка классного руководителя Елене позвонила разгневанная Тамара.

- Твой Тимоха что, с ума сошёл? – прокричала в трубку подруга, даже не поздоровавшись. – Он так лицо моему Тёмке разукрасил! Нос разбил, под глазом точно синяк будет. Откуда такая агрессия?

- Тома, извини, я сама ничего не понимаю, - начала оправдываться Елена. – Мне Надежда Анатольевна позвонила недавно, я пытаюсь до сына дозвониться, но он не отвечает. На тренировку ушёл, наверное, без телефона. Или в раздевалке оставил, не слышит.

- На тренировку! Вот в том-то и дело, что твой занимается рукопашным боем, драться научился, а сейчас решил отрабатывать приёмы на моём сыне? Больше, видимо, ни на что не способен, только кулаками махать? А мой Тёмка - тихий и воспитанный мальчик, он никогда в драку сам не полезет. И вообще, у него другие интересы… А твой... Сила есть, ума не надо...

- Ты хочешь сказать, что мой Тимофей глупый и невоспитанный? И, кроме как драться, у него больше нет интересов? – слова подруги очень возмутили Елену.

- Не знаю. А чем он у тебя ещё увлекается? Только и умеет, что кулаки в ход пускать. Хулиган! Это всё потому, что ты его одна воспитываешь! Был бы мужчина в доме, занялся бы воспитанием мальчика как следует. А ты слишком многое позволяешь своему сыну, вот он и возомнил, что ему всё можно! Всё внушаешь, что он должен быть таким же как его отец. Ты уверена, что с такого отца нужно брать пример?

Это был удар ниже пояса. Елена не ожидала от подруги таких обидных слов. Даже если её Тимофей на самом деле виноват, а в этом ещё предстоит разобраться, зачем же Тамара бьёт по больному? Зачем говорит плохо не только о Тимофее, но и об Алёше, которого давно нет в живых.

- Знаешь что, Тома, - еле сдерживая слёзы сказала Елена, - я понимаю, что ты как мать будешь, в первую очередь, защищать своего ребёнка. Но не нужно на моего сына ярлыки навешивать, и говорить о том, какой он нехороший. Мы пока не знаем, что стало причиной конфликта между мальчиками. Поэтому давай раньше времени не будем делать выводы о том, кто прав, а кто виноват. И не трогай моего мужа! Он тут вообще ни при чём.

- То, что именно твой сын набросился с кулаками на моего, известно достоверно! – словно пропустив мимо ушей слова Елены, продолжала кипятиться Тамара. - Тимофей гораздо сильнее физически моего Артёма, уже хотя бы поэтому он не должен был бить его! Трус! Я так разочарована в тебе и твоём сыне! Я тебе так помогала в своё время, когда не стало твоего мужа, поддерживала… И вот она, чёрная неблагодарность! Твой Тимофей покалечил моего сына, а ты его защищаешь! Знать тебя больше не хочу! А если твой сынок ещё хоть раз пальцем дотронется до моего, я обращусь куда следует! Пусть его поставят на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних!

Елена ничего не успела ответить подруге, теперь уже бывшей, потому что та прервала разговор. Настроение было хуже некуда. Женщину душили слёзы. Она спустилась в туалет, чтобы умыться и немного успокоиться. Не хотелось плакать на глазах у коллег.

Тамара разбередила в душе Елены все раны, и сейчас было так больно, словно она снова вернулась в то время, пять лет назад, когда погиб муж.

Откуда в Томе такая жестокость? Они столько лет знакомы, дружили, а Елена и не догадывалась, что подруга может быть такой. Да, она всегда была достаточно прямолинейной и резкой на язык, но никогда не казалась Елене злой. Наоборот, неравнодушной и справедливой. Но сейчас, видимо, превратилась в волчицу, которая будет защищать своего детёныша и загрызёт любого, кто обидит его. Причём, не разбираясь, есть ли вина её сына в случившемся.

- Ну что же, я тоже не дам своего сына в обиду, - сказала Елена, глядя на себя в большое зеркало. – Ещё нужно разобраться, что стало причиной конфликта. Тимофей не мог ни с того ни с сего ударить Артёма.

Продолжение здесь

-3