После почти 20 лет успешного правления, подавления восстаний и расширения империи внук раба, с детства мечтавший о троне, римский император Диоклетиан не был похоронен в мавзолее, так как умер простым римским гражданином. В возрасте примерно 60 лет он удалился от всех дел и, как гласит легенда, поехал выращивать капусту.
Мы не сможем узнать наверняка, почему Диоклетиан поступил именно так, но с недавних пор психиатры добавили еще одну правдоподобную версию, помимо сумасшествия императора. Возможно, он просто эмоционально выгорел на работе и устал от всего.
Последнее время из разных источников мы слышим о синдроме эмоционального выгорания, чаще всего, он связан с профессиональной деятельностью. По мнению большинства авторов исследований, учителя - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики своей работы. Поэтому мы подготовили серию статей, чтобы подробно разобраться, что такое синдром эмоционального выгорания, кто ему подвержен, как он формируется и как его можно диагностировать, что делать, чтобы его избежать и как помочь себе, если вы уже выгорели.
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек».
Несмотря на то, что СЭВ удостоен диагностического статуса (Мкб 10 z73 – проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни), важно понимать, что это выработанный личностью механизм психологической защиты. Это реакция организма на стресс и неблагоприятные условия. Поэтому “победить” выгорание можно только поменяв внешние условия и свое отношение к ним.
Можно выделить две основные причины, возникновения СЭВ:
1. Длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т.д.), концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и, как следствие, нервно – психическое и физическое напряжение.
Ярким примером такой нагрузки может служить необходимость проверки тетрадей или других работ учеников после рабочего дня.
2. Этика общения (рамки общения). Человек не выбирает себе тех, с кем он взаимодействует. По этическим соображениям эмоциональная «разрядка» невозможна. Накапливание отрицательных эмоций ведет к истощению эмоционально – этических и личностных ресурсов.
Думаем, ни один преподаватель не поспорит с утверждением, что не все детки - конфетки. А ведь есть еще родители, руководство и коллеги, общение с которыми также может складываться по-разному.
Интересно, что по мнению исследователей выгорание не зависит от возраста и пола учителей, а также региона их проживания. Но, с другой стороны, есть гипотеза о существовании индивидуальных различий в толерантности к развитию синдрома.
Какие факторы влияют на возникновение СЭВ?
Мы уже выяснили, что быть преподавателем, значит автоматически попадать в группу риска по развитию синдрома эмоционального выгорания, но есть и дополнительные факторы.
- Люди, имеющие интровертированный характер часто не имеют избытка жизненной энергии, они скромны и застенчивы, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они накапливают эмоциональный дискомфорт и выгорают особенно быстро.
- Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Часто, это – женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей.
В 2000 году проводилось интересное исследование, в котором участвовали преподаватели российских средних школ от 30 до 55 лет. Оно показало, что у замужних женщин с семейным стажем более 10 лет значительно чаще встречается высокий уровень выгорания (52%), чем у разведенных(26%) и незамужних(22%). Авторы исследования пришли к выводу, что этому способствовала высокая профессиональная нагрузка в сочетании с семейными заботами.
У мужчин-учителей наблюдалась обратная картина: высокое выгорание чаще диагностировалось у разведенных мужчин (47%), в то время как у женатых (33%) и холостых (20%) мужчин этот показатель был ниже. В их случае, семья сглаживала вредные риски проявления СЭВ.
- Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.
- На фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Поэтому у молодых преподавателей, который только начинают работать в школе симптомы профессионального выгорания могут появиться уже после шести месяцев работы.
Мы уже говорили, что выгорание зависит от внешних условий труда и вашего отношения к ним, оно является лишь следствием, реакцией на стресс.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс, оно возникает не сразу, а поэтапно. Более подробно об этапах, симптомах и диагностике синдрома эмоционального выгорания мы будем говорить в следующих статьях.
Автор: Лариса Ф. – методист Учи.Дома, психолог
От чего именно вы устаете? Какой вид работы вызывает особое напряжение? Достаточно ли вы отдыхаете? Расскажите в комментариях 👇
#эмоциональное выгорание #психология #учи.дома #онлайн-обучение