Найти тему
Игорь Орлов

В чем ошибся Александр Невзоров, говоря о церкви?

В недавнем своем стриме, как и многих других ранее, журналист Александр Невзоров затронул тему роли церкви в современном российском обществе. Однако, сказанное им, является неполным и не совсем правильным представлением о церкви.

Александр Глебович Невзоров
Александр Глебович Невзоров

В чем же ошибся Александр Невзоров?

Разберем по порядку.

Какую роль церкви увидел Невзоров?

Он назвал церковь социальным институтом политической пропаганды.

-3

Схема ее деятельности, по Невзорову, такова: церковь делает человека более доверчивым, послушным и менее критичным к восприятию информации об окружающем мире.

Когда она так «поработала», то далее человеку (у которого, якобы вследствие этого, отключился критический ум) можно подавать любую ложь, он ее примет за правду. И это используют пропагандисты любых мастей.

Стоит отметить, что такой взгляд на церковь существует не только у Александра Невзорова, но многих людей, которые живут светской социальной жизнью и не имеют опыта и правильных представлений о духовном мире и духовной жизни. То есть возникает типичная ошибка: узости, непонимания роли церкви.

Какова ее реальная роль?

Церковь обретает свою роль для человека или общества, если прежде у человека возникает чувство присутствия в его жизни, жизни сообщества или общества, – Бога, как Высшего, духовного, морального невидимого мира.

-4

Институтом Бога, морали и нравственности является в обществе церковь. Так в правильном, не искаженном виде. Идеально точным никогда не бывает в реальности, стоит учитывать погрешности.

Подавляет ли церковь критическое мышление?

Нет, не подавляет.

Она обучает духовным законам (заповедям). Критическое мышление нужно для того, чтобы критически посмотреть на себя в свете евангельских законов. Так ли я поступаю и почему я поступаю не так?

А по отношению к физическим, социальным, политическим, экономическим и другим законам работает это мышление?

Нет. Не в полной мере. Для того, чтобы быть критичным в физической, социальной, политической и экономической жизни – надо знать все эти жизни, их законы.

Это все равно, что посчитать, например, что если я хорошо знаю математику, значит, я также хорошо знаю историю. Нет. Я знаю математику, потому что ее изучаю и использую. Если я не буду учить историю, то я не проявлю в ней ни ум, ни критическое мышление. Во всем надо иметь знание, понимание и опыт.

Почему же возникла ошибка Александра Невзорова?

Этому есть объяснение.

Если в обществе падает образованность, уровень и глубина знаний, то суждения начинают становиться не основанными на знаниях, а на эмоциях. Вот этот фактор существенно влияет на ухудшение критического мышления, как способности ума. Ум тогда не питается пищей полезных знаний и чахнет.

Но разве в этом виновата церковь?

Это один момент.

Второй. Если в обществе очень стрессовая, напряженная обстановка, то стресс может блокировать ум, критическое мышление.

Почему так?

В ситуации, когда человеку психологически плохо, и очень плохо, он не хочет критики и борьбы. У него нет душевных сил, энергетики на это. Его не радует, в такой ситуации, ум. В такой ситуации, человек хочет просто успокоиться и согреться. Это нормальная реакция человеческой психики, души.

И это второй момент: условий среды.

Вот здесь, в действиях этих двух факторов, и может возникать ошибка. Ошибка, о которой говорит Александр Невзоров.

Человек, не понимая, что и почему с ним происходит, испытывая стресс и будучи неграмотным (в некоторых или многих областях жизни) приходит в церковь. Чтобы согреться. Он приходит в церковь как к «теплой маме», как к «доброму психотерапевту», в «утешительницу». И он согревается, и ему становится хорошо на душе.

Но причины - то, введшие его в стресс, остались в реальности.

Если человек не будет дальше работать над собой, над этими причинами, то он может показывать то поведение, о котором говорит Александр Невзоров.

Ему будет тепло, он станет доверчивей и будет верить всему подряд. Но это не духовная жизнь, а душевная, эмоциональная.

Если же человек станет работать над собой: изучать святых и Евангелие, изучать духовную жизнь на практике, практиковаться в посте, молитве и бдении, то никакая пропаганда политическая и социальная его не одолеет никогда. Духовный мир, являясь Высшим, по определению и факту, стоит выше политического и социального.

Напротив, человек станет более моральным, духовным, более чистым нравственно. Усилится его ум, душа, дух. Его жизнь изменится, улучшится.

Послесловие.

Так, что обобщая, можно сказать, что Александр Невзоров прав лишь в одном: если человек не работает над собой, не познает духовную жизнь на практике, а только греется в церкви эмоционально, душевно, то он может стать пропагандо-зависимым и задавить, во имя тепла, свой критический ум.

Этого делать не стоит. Этому не учит ни Христос, ни церковь Христова. Они учат понимать Бога по духу и истине, следовать Богу через соблюдение заповедей, применять развитое критическое мышление в том, чтобы отделять в каждом конкретном случае Божье от нечисти, выбирая опорой Божье.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.