Мардук – шумерский бог войны, верховный бог в пантеоне Вавилона. Мардук так же является ключевым персонажем в мифе об сотворении мира: именно Мардук победил Тиамат – богиню первобытного океана и олицетворение первозданного хаоса, из трупа которой были созданы небо и земля. Именем этого божества назвала себя наиболее заметная блэк метал группа Швеции. Marduk был основан в относительно небольшом шведском городе Норрчёпинг в 1990 году, единственным постоянным участником группы является гитарист по имени Morgan Steinmeyer Håkansson. По задумке Моргана, Marduk должен был стать "самой экстремальной и богохульной группой планеты". Так же, согласно легенде, Морган является одним из 'счастливых' обладателей осколка черепа Дэда, но это скорее всего просто байка. Оригинальным вокалистом был Dread (Andreas Axelsson), барабанщиком – Af Gravf (Joakim Göthberg), басистом – Rikard Kalm.
Тематика песен и альбомов у Marduk легко делиться на две темы. Первая – весьма стандартная и грубая антихристианская богохульщина, ничего необычного, всё по канонам жанра. Существенно большую известность Marduk принесла эксплуатация темы войны. До Marduk в блэке война это были или викинги или типа как у Immortal – абстрактные битвы на севере. Ну или просто вновь богохульщина. Marduk протащили в блэк войны двадцатого века, что стало нечто совершенно новым для жанра. Наверное ничего удивительного нет в том, что в конце концов это привлекло внимание антифа активистов, и в 2017 и 2018 году группе было предъявлено несколько обвинений в поддержке нацизма (а в 2016 году они не смогли отыграть в тур в США из-за неких проблем с визами). Естественно это ни к чему не привело, поскольку обвинения были беспочвенными. Война для Marduk это не политика, у них нет деления на хорошие и плохие стороны, это прославление всех ужасов войны, разрушение ради разрушения. В политическом плане, их тексты весьма нейтральны. К тому же, в блэке не принято скрывать ультра-правые взгляды, подобные музыканты обычно не только их не скрывают, но и активно продвигают внутри своего творчества (не зря же образовался отдельный стиль нсбм).
Dark Endless (1992)
Дебютный альбом мардуков достаточно сильно отличался от дальнейшего творчества. Во-первых, музыка была намного ближе к дэт металу чем к блэку. Во-вторых, на этом альбоме было весьма много неожиданных смен темпа и изменений внутри структуры песен, что совсем нетипично для этой группы. Весьма уникальный релиз, даже на сегодняшний день. Помимо прочего, это первый и последний альбом с оригинальными вокалистом и басистом. Так же, короткое время Marduk были группой с двумя гитаристами, псевдоним второго гитариста был Devo (Magnus Andersson). До дебютника у группы было ещё два релиза, один из них – совсем небезызвестная демка, но лично у меня имеются большие сомнения по поводу её происхождения. Кому интересно, ранее уже был отдельный выпуск на эту тему.
Those Of The Unlight (1993)
Абсолютно нетипично мелодичный и красочный альбом для Marduk. Новым басистом стал B War (Roger Svensson). С темой вокала/ударных видимо до конца определиться не успели, поэтому Af Gravf взял на себя сразу обе роли. Those Of The Unlight это белая ворона в дискографии Marduk, но в исключительно положительном смысле. Этот альбом можно даже смело рекомендовать тем, кому типичная мардукщина вообще не по вкусу. Так же, это был второй и последний альбом с двумя гитаристами, Devo покидает группу. В 1994 году у Marduk был совместный тур с Immortal, наверняка это оказало не мало влияние на дальнейшее развитие группы. Тур назывался Sons Of Northern Darkness, прямо как будущий альбом бессмертных 2002 года.
Opus Nocturne (1994)
На третьем альбоме стало прорисовываться типичное лицо мардукщины, но ещё не в своей окончательной форме. Opus Nocturne обладал весьма уникальным звуком, больше вы такое нигде не услышите. Правда, на то есть весомая причина – он был неудачный, да и сам альбом вряд ли можно назвать особо удачным. Для Af Gravf это стал последний альбом и здесь он был уже только в роли вокалиста. Новым ударником стал Froding (Fredrik Andersson).
Heaven Shall Burn... When We Are Gathered (1996)
Вот тут уже Marduk окончательно и бесповоротно стал Мардуком. Претендует на звание наиболее долбёжного альбома группы, что по меркам мардукщины многое значит, но на удивление здесь оно звучит органичнее чем на многих других альбомах. Возможно потому, что тогда это ещё было скорее в новинку? Так или иначе, музыка вполне соответствует названию и обложке релиза – воинственное месиво, нечестивый крестовый поход против царства божьего, "ваш рай будет гореть, даже не сомневайтесь в этом". Альбом ознаменовал появление нового вокалиста, Legion (Erik Hagstedt). Легион обладал необычно низким скримингом, иногда звуча настолько же низко как и дэт метальный гроулинг, да и в целом был удачной находкой для группы – подача Легиона была грубой, прямолинейной и незамысловатой, прямо как сама мардукщина. Сведением альбома занимался Peter Tägtgren (лидер Hypocrisy и Pain). Более того, Tägtgren рулил звук следующим четырём альбомам тоже. А ещё, внезапно, в честь этого альбома назвалась немецкая мелодик металкор группа Heaven Shall Burn.
Nightwing (1998)
Обычно когда придумывают художественных персонажей по мотивам реальных людей писатели сильно преувеличивают или добавляют чего либо, чтобы было эффектнее, интереснее, страшнее и т.д. С самым знаменитым вампиром, Дракулой, было наоборот – реальный человек был намного страшнее своего художественного аналога. Nightwing это концептуальный альбом, почти все песни альбома являются мешаниной из страшилок про Дракулу и исторического повествования о реальном человеке по имени Влад Цепеш – царь Трансильвании 15 века, потративший значительную часть своей жизни на войну с Османской империей (успешно, между прочим), а так же прославившийся своей редкостной жестокостью. Nightwing так же стал первым альбомом группы с более менее серьёзным продакшеном. Склоняюсь к мнению, что это лучший альбом Nightwing: типичная их долба плюс худо бедно некая атмосферность плюс весьма интересный и хорошо реализованный концепт – чего большего можно хотеть от подобной группы? Как по мне, то ничего. Кто обращал внимание на тексты мардуков, того подобный концепт альбома вряд ли удивил: ранее у них уже было пару песен про Влада Цепеша, одна из них тут даже перезаписана. Из менее широко известной информации: Marduk оказывается тогда решили сделать трилогию о том, что в их понимании является блэк металом – "кровь, война и смерть". Nightwing это "кровь".
Panzer Division Marduk (1999)
Тот альбом который привлекает больше всего внимания сторонних слушателей и порождает больше всего обсуждений. И это явно не из-за музыки, здесь её относительно не так уж и много. Всё дело в том, что "танчик" стал первым военным блэк метал альбомом, что сильно повлияло на то, как Marduk стали в дальнейшем восприниматься более широкой аудиторией. Практически полное отсутствие хоть каких либо мелодий, крайне железный звук, семплирования выстрелов танков и взрывов бомб, постоянный рёв Легиона – танчик стал демоном войны, война ради войны, бессмысленной и беспощадной, но так же конкретно неистовой. Абсолютно всё на этом альбоме было поставлено именно на военный дух, больше тут буквально ничего нет. Интересная деталь на счет драмминга на этом альбоме: он практически не меняется на протяжении всего альбома, но медленно ускоряется, с каждой следующей песней. Когда слушаешь альбом целиком, то это легко не заметить, но стоит проскочить хотя бы одну песню или вовсе перескочить из первой половины альбома во вторую (особенно если с первого на последний трек), то разница становится легко заметной. Насколько я знаю, во всём блэке есть только два альбома с подобной фишкой – сабж и Darkthrone "Transilvanian Hunger" 1994 года.
Obedience (EP) (2000)
Не собираюсь рассматривать в этом выпуске все сторонние релизы, но парочку всё же упомянуть стоит. Один внеальбомный трек, один альбомный трек с будущего альбома который тут звучит лучше чем на альбоме, один крутой кавер на Celtic Frost – очень короткий, но отличный мини-альбом, прям эталонный миник.
La Grande Danse Macabre (2001)
"Пляска Смерти" стала попыткой Marduk в чуть более мелодичное звучание и некоторые эксперименты со звуком. До Those Of The Unlight здесь крайне далеко, но второе место по уровню мелодичности этому альбому обеспечено. На мой взгляд это весьма любопытный и хороший релиз, хотя трудно не заметить, что сабж вызывает раскол мнений.
World Funeral (2003)
Последний альбом с текущими вокалистом, басистом и Tägtgren в качестве звукорежиссёра, а так же первый альбом с новым ударником – Emil Dragutinovic. Достаточно прямолинейная и тупо долбёжная вещь, но относительно частное чередование между более и менее быстрыми песнями облегчает прослушивание. По общему звучанию слегка напоминает их коллег по цеху Dark Funeral (которые сами то явно идут по стопам Marduk).
Plague Angel (2004)
На девятом альбоме произошла последняя замена вокалиста, новым фронтменом стал Mortuus (Daniel Rostén). Так же, группу в возвращается Devo – тот самый, кто был вторым гитаристом на первых двух альбомах, только на этот раз в качестве басиста. Plague Angel попытался стать вторым танчиком и пожалуй он слишком в этом преуспел: альбом ужасно антимузыкален, ужасы войны скорее стали ужасами отсутствия чего либо за что можно было бы зацепиться. Всегда считал, что это их худший альбом. Сам скриминг Мортууса весьма специфический и легкоузнаваемый, но вот только в его ранние дни в группе он ещё не был так уж хорош, форму он набрал потом. Более того, оригинальный танчик потому и работал, что там был яростный вокал Легиона, иная подача Мортууса просто не подошла. Вообщем, определённо никому не рекомендую.
Rom 5:12 (2007)
Во время записи этого альбома у группы начали расходиться пути с их тогдашним ударником: большая часть альбома была записана со старым Emil Dragutinovic, часть песен сыграл сессионщик Jens Gustafsson. Новым постоянным ударником стал Lars Broddesson, но в записи данного альбома он вообще не участвовал. Данный альбом как правило вспоминают за две вещи: первое это достаточно удачные длинные медляки, второе – по меркам жанра радикально гипертрофированная бас-гитара. Вообще, весь звук слегка необычен, но по бас-гитаре это заметно лучше всего. В остальном же, это не слишком примечательный, но вполне себе нормальный релиз. По крайней мере после предыдущего фейла это был очень большой шаг вперёд. И вокал Мортууса стал намного лучше.
Wormwood (2009)
Не могу сказать, что это был большой шаг вперёд, но некоторый прогресс всё же был. Небольшие улучшения как по музлу, так и по вокалу, но в целом – типичнейшая мардукщина. На мой взгляд, тройка альбомов World Funeral, Rom 5:12 и Wormwood были немного пресноваты (в пределах допустимого), но Wormwood был наиболее удачным из них.
Iron Dawn (EP) (2011)
Вот это тот танчик каким должен был бы быть Plague Angel, но не смог. Всё ещё не настолько хорошо как оригинальный танчик, но из всех откровенно военных релизов именно сабж по качеству подобрался ближе всего к '99. Семплирование шумов войны здесь намного более активное, что я считаю плюс, а сам мини-альбом слишком короткий чтобы успеть надоесть.
Serpent Sermon (2012)
Двенадцатый альбом был пределом музицирования Моргана при Мортуусе, наиболее яркой вокальной работой Мортууса, да и даже в масштабах всей дискографии Marduk это был один из наиболее удачных альбомов. Последний звёздный релиз перед тем как пойти стремительно вниз.
Frontschwein (2015)
Ещё одна попытка в танчик. Не настолько плохо как Plague Angel, но на второе место с конца претендует с лёгкостью. Вновь сменили ударника, на этот раз здесь для них барабанит Fredrik Widigs, однако сколько ударников не меняй, стиль долбы в мардукщине никогда не меняется.
Viktoria (2018)
Ещё один чисто военный альбом. Реабилитировались ли они после предыдущего? Да, но к сожалению на этом альбоме уже стал просматриваться возраст музыкантов и что они становятся староваты для подобной музыки. Не фейл, но весьма среднячковая вещь.
Весьма доставляет, что сегодня этот клип воспринимается многократно более эджлордово чем в 2018-ом.
Видимо Marduk сами понимают, что уже не достаточно молоды раз так не торопятся с новым альбомом. Да и будет ли он когда либо вообще? Насколько мне известно, группа никогда не упоминала никаких планов на счет дальнейшей студийной деятельности. В прочем, заканчивать свою карьеру они тоже не собираются и стараются активно гастролировать, насколько это вообще (не)реально в современном мире. Более того, группа вновь обновила состав: в 2019 году новым барабанщиком становится Bloodhammer (Simon Schilling), а в 2020 году у группы появляется новый басист – Joel Lindholm. Просто так обновлять состав вряд ли кто станет.
#музыка #рок #метал (музыка) #обзоры