Во времена моего детства и юности народные промыслы в широких кругах были не в моде и считались в какой-то степени анахронизмом. Поэтому любовь и уважение к данному искусству я прививала себе сама, постепенно и не всегда успешно. Так было и с «Палехом». Такие «картины» мне казались, да и сейчас кажутся несколько странными, может даже мрачноватыми, меланхоличными. Возможно, у кого-то из вас тоже есть такие ощущения. Поэтому сегодня хочу рассказать вам очень интересную историю возникновения «Палеха» как направления в искусстве.
Начнем с того, что появилось это направление совсем не в древние и даже не в царские времена.
Поселение Палех известно с давних времен. Начиная с XVII века, село известно как один из центров иконописи в России. Но после 1917 года иконописью заниматься стало сложно. И к 1920-м годам один из коренных жителей села, потомственный иконописец, Иван Иванович Голиков, ради сохранения школы иконописи, а также для помощи в поиске заработка другим жителям села, начал искать новые формы творчества. К тому моменту Иван Иванович уже имел опыт как в иконописи, так и в росписи и реставрации храмов Москвы и Санкт Петербурга, расписывал церковь Святоозерского монастыря на Волдае и церквей в Казани, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря, Грановитой палаты, Троице-Сергиевой Лавры.
Голиков решил соединить иконописный стиль со светским, используя сказочные сюжеты. От иконописи Иван Иванович взял материалы и метод, композиционные приёмы, манеру стилизации человеческих фигур.
Но встал вопрос, как показать новое палехское искусство народу. Сначала была организована артель, работающая с деревом. Но делать деревянные изделия было дорого. Ивана Ивановича это не остановило. И, вспомнив о древнекитайской традиции делать шкатулки из папье-маше, а такие же шкатулки изготавливались на Руси в Федоскино, Голиков отправился вызнавать секрет к федоскинским мастерам.
Как ни странно, но секрет ему раскрыли. Понимаю, что не всем интересен процесс изготовления шкатулки, поэтому опишу его для тех, кому это тоже интересно, в конце статьи.
Вернувшись в Палех, Голиков собрал наиболее талантливых и трудолюбивых жителей села, имеющих опыт в иконописи и которые согласились поддержать Ивана Ивановича в его начинании. Их было шестеро. Имена их известны: А.А. Глазунов, И.М. Баканов, И.В. Маркичев, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.И. Зубков, А.И. Зубков.
Постепенно к ним присоединялось все больше местных мастеров.
В СССР промысел развивался. В Палехе было открыто училище, в котором старые признанные мастера учили молодых.
Шкатулки ценились и успешно экспортировались за границу.
Сейчас школа закрыта. Мастера в Палехе все еще есть, но сбыт не организован. Многие палехские мастера уходят в более выгодное иконописное дело.
Палех имеет вполне конкретные «законы жанра» – черный фон, тонко прописанные композиции и образы, тщательная детализация каждого элемента, хрупкость человеческих фигур, обрамление картин золотой растительной рамкой. В старину и сейчас художники используют яичные темперные краски. Готовят они их сами на яичном желтке, разведённом столовым уксусом. Также для «Палеха» характерна многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку.
В Палехе сохранился дом Ивана Ивановича. Туда водят экскурсии.
Рядом в музее представлено много палехских шкатулок, как старых мастеров, в том числе и Голикова, так и новых.
В музее есть сувенирный магазинчик, в котором можно купить как дешевые репродукции, так и настоящие предметы палехского искусства, такие как шкатулки, украшения, брошки и даже ёлочные шарики. На них цены не низкие, но, по моему мнению, они стоят того.
Интересные факты:
Голиков был мастером доличного письма. Это означает, что при написании икон он писал одежду, утварь, пейзаж, архитектуру – всё, кроме лица и открытых участков тела.
Кроме сказочных и былинных сюжетов на шкатулках изображались и достижения советского народа, да и сама жизнь советского народа. Гармонично ли это выглядит, смотрите сами.
К сожалению, шкатулки из папье-маше имеют свойство портиться. Да и лак со временем трескается.
Так что, пока шедевры основоположника палехской школы ещё хранятся в музее, а сам промысел ещё жив, очень рекомендую вам найти время и посетить это чудесное местечко в русской провинции.
Для тех, кому интересен процесс изготовления шкатулки:
Папье-маше:
Пластины картона смазываются мучным клейстером из пшеничной муки и наклеиваются одна на другую. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Затем заготовки обжимаются прессом. После просушки заготовка пропитывается подогретым льняным маслом.
Изготовленный таким способом полуфабрикат хорошо поддаётся столярно-токарной обработке: его можно пилить и строгать, из него можно вытачивать на токарном станке разнообразные формы, вделывать в него навески и замки.
Далее изделия идут в подготовительный для живописи цех, где их выравнивают наждачной бумагой и грунтуют. Грунт состоит из речной илистой глины, смешанной с сажей и растёртой с олифой на каменной плите гладким камнем.
Затем все наружные стороны окрашиваются сажей, растворённой на масляном лаке, а внутренние части - киноварью, смешанной с кармином, растворённым на том же лаке. После этого чёрные поверхности покрывают три-четыре раза чёрным лаком.
Роспись:
Сначала на него переводят рисунок. Для этого оборотная сторона рисунка натирается сухим порошком мела или белил; затем рисунок накладывается на поверхность предмета и тщательно переводится тонко отточенным карандашом. Когда рисунок снимают, на поверхности предмета остаётся чёткий отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы контуры рисунка остались чистыми.
Следующий этап - белильная подготовка, чтобы цвет красок на лаке держался прочнее. Самые светлые места подготавливаются густыми белилами, тона средней яркости - менее густо, а более тёмные - жидкими белилами; совсем тёмные места остаются без белильной подготовки.
Далее художник приступает к наложению цветных пятен. Из подготовленных красок составляются на палитре тона разной густоты. При таком наложении соблюдается ровность и прозрачность слоев, при этом раскрытые элементы не смотрятся как раскрашенные чистой краской, а каждая играет живым тоном. Создается впечатление объёмности элемента.
Следующий этап - прорисовка тёмным тоном всех контуров и деталей: контуры стволов и сучья деревьев, общие формы листьев, уступы гор, рисунок волн, контуры и складки одежды человека, контуры животных, сооружений и их деталей, а также всех других элементов композиции. Окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа ставит целью ещё больше усилить условный объём всех элементов и придать им законченность. На некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела - большая их часть золотом, меньшая - красками. Пробел красками накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека (на плечах, груди, животе, коленях) или туловища животного, что подчеркивает их форму.
Далее следует прописка жидкими красками головы. Делается это в несколько этапов. Сначала телесным тоном накладывается краска на выпуклые места на лице, шее, ушах, руках, ногах с таким расчётом, чтобы она сквозила через последующие слои. Далее - наложение румянца на щеках, надбровных буграх, конце носа, губах, мочках ушей, на сгибах пальцев рук и ног, на локтях, ладонях и коленях. Потом жжёной умброй проплавляются зрачки глаз, брови, усы, тёмные волосы. Далее создается общий тон лица и, наконец, наложение бликов. Окончательная отделка голов и обнажённых частей тела с восстановлением рисунка: прорисовываются все черты лица тонкими линиями. Этими линиями художник выявляет определённый образ человека, его психологическое состояние и характер. Одновременно расчёсываются волосы на голове, бороде, усах тоном несколько светлее, чем наложенные блики. Зрачки глаз и реснички прописываются сажей.
В конце остаётся только расписать золотом изготовленный предмет, но предварительно необходимо всю выполненную работу закрепить лаком. По незакреплённой живописи писать золотом нельзя: краски поглощают золото. Предмет, расписанный красками, покрывается копаловым лаком дважды. Перед росписью золотом лаковая поверхность оттирается пемзой до матовости, так как золото к лаку не пристаёт. Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами. В качестве связующего вещества используется гуммиарабик (прозрачная смола акаций).
Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого использовали зуб волка, поскольку он имеет особенно гладкую поверхность.
Мы его видели. Но, как говорят, сейчас зуб не используется. Хотя может быть мастера его использование просто не афишируют. В любом случае зуб не был для них расходным материалом и передавался из поколения в поколение.
Январь, 2020
Другие интересные статьи можно найти на нашем канале.