Найти в Дзене

Палех. Совсем не древняя, но очень интересная история возникновения

Во времена моего детства и юности народные промыслы в широких кругах были не в моде и считались в какой-то степени анахронизмом. Поэтому любовь и уважение к данному искусству я прививала себе сама, постепенно и не всегда успешно. Так было и с «Палехом». Такие «картины» мне казались, да и сейчас кажутся несколько странными, может даже мрачноватыми, меланхоличными. Возможно, у кого-то из вас тоже есть такие ощущения. Поэтому сегодня хочу рассказать вам очень интересную историю возникновения «Палеха» как направления в искусстве.

Начнем с того, что появилось это направление совсем не в древние и даже не в царские времена.

-2

Поселение Палех известно с давних времен. Начиная с XVII века, село известно как один из центров иконописи в России. Но после 1917 года иконописью заниматься стало сложно. И к 1920-м годам один из коренных жителей села, потомственный иконописец, Иван Иванович Голиков, ради сохранения школы иконописи, а также для помощи в поиске заработка другим жителям села, начал искать новые формы творчества. К тому моменту Иван Иванович уже имел опыт как в иконописи, так и в росписи и реставрации храмов Москвы и Санкт Петербурга, расписывал церковь Святоозерского монастыря на Волдае и церквей в Казани, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря, Грановитой палаты, Троице-Сергиевой Лавры.

Древняя Москва. 1993г.
Древняя Москва. 1993г.

Голиков решил соединить иконописный стиль со светским, используя сказочные сюжеты. От иконописи Иван Иванович взял материалы и метод, композиционные приёмы, манеру стилизации человеческих фигур.

-4

Но встал вопрос, как показать новое палехское искусство народу. Сначала была организована артель, работающая с деревом. Но делать деревянные изделия было дорого. Ивана Ивановича это не остановило. И, вспомнив о древнекитайской традиции делать шкатулки из папье-маше, а такие же шкатулки изготавливались на Руси в Федоскино, Голиков отправился вызнавать секрет к федоскинским мастерам.

Весна. 1934г.
Весна. 1934г.

Как ни странно, но секрет ему раскрыли. Понимаю, что не всем интересен процесс изготовления шкатулки, поэтому опишу его для тех, кому это тоже интересно, в конце статьи.

-6

Вернувшись в Палех, Голиков собрал наиболее талантливых и трудолюбивых жителей села, имеющих опыт в иконописи и которые согласились поддержать Ивана Ивановича в его начинании. Их было шестеро. Имена их известны: А.А. Глазунов, И.М. Баканов, И.В. Маркичев, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.И. Зубков, А.И. Зубков.

-7

Постепенно к ним присоединялось все больше местных мастеров.

В СССР промысел развивался. В Палехе было открыто училище, в котором старые признанные мастера учили молодых.

Празднование русской зимы в Палехе. 1975г. В верхней части панно можно увидеть то самое палехское училище.
Празднование русской зимы в Палехе. 1975г. В верхней части панно можно увидеть то самое палехское училище.

Шкатулки ценились и успешно экспортировались за границу.

Сейчас школа закрыта. Мастера в Палехе все еще есть, но сбыт не организован. Многие палехские мастера уходят в более выгодное иконописное дело.

Палех имеет вполне конкретные «законы жанра» – черный фон, тонко прописанные композиции и образы, тщательная детализация каждого элемента, хрупкость человеческих фигур, обрамление картин золотой растительной рамкой. В старину и сейчас художники используют яичные темперные краски. Готовят они их сами на яичном желтке, разведённом столовым уксусом. Также для «Палеха» характерна многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку.

В Палехе сохранился дом Ивана Ивановича. Туда водят экскурсии.

-10
-11
-12

Рядом в музее представлено много палехских шкатулок, как старых мастеров, в том числе и Голикова, так и новых.

В музее есть сувенирный магазинчик, в котором можно купить как дешевые репродукции, так и настоящие предметы палехского искусства, такие как шкатулки, украшения, брошки и даже ёлочные шарики. На них цены не низкие, но, по моему мнению, они стоят того.

Интересные факты:

Голиков был мастером доличного письма. Это означает, что при написании икон он писал одежду, утварь, пейзаж, архитектуру – всё, кроме лица и открытых участков тела.

-15

Кроме сказочных и былинных сюжетов на шкатулках изображались и достижения советского народа, да и сама жизнь советского народа. Гармонично ли это выглядит, смотрите сами.

Суд пионеров над бабой Ягой, ведьмой и лешим. 1933г.
Суд пионеров над бабой Ягой, ведьмой и лешим. 1933г.

К сожалению, шкатулки из папье-маше имеют свойство портиться. Да и лак со временем трескается.

Так что, пока шедевры основоположника палехской школы ещё хранятся в музее, а сам промысел ещё жив, очень рекомендую вам найти время и посетить это чудесное местечко в русской провинции.

Для тех, кому интересен процесс изготовления шкатулки:

Папье-маше:

-19

Пластины картона смазываются мучным клейстером из пшеничной муки и наклеиваются одна на другую. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Затем заготовки обжимаются прессом. После просушки заготовка пропитывается подогретым льняным маслом.

Изготовленный таким способом полуфабрикат хорошо поддаётся столярно-токарной обработке: его можно пилить и строгать, из него можно вытачивать на токарном станке разнообразные формы, вделывать в него навески и замки.

Далее изделия идут в подготовительный для живописи цех, где их выравнивают наждачной бумагой и грунтуют. Грунт состоит из речной илистой глины, смешанной с сажей и растёртой с олифой на каменной плите гладким камнем.

Затем все наружные стороны окрашиваются сажей, растворённой на масляном лаке, а внутренние части - киноварью, смешанной с кармином, растворённым на том же лаке. После этого чёрные поверхности покрывают три-четыре раза чёрным лаком.

Роспись:

Сначала на него переводят рисунок. Для этого оборотная сторона рисунка натирается сухим порошком мела или белил; затем рисунок накладывается на поверхность предмета и тщательно переводится тонко отточенным карандашом. Когда рисунок снимают, на поверхности предмета остаётся чёткий отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы контуры рисунка остались чистыми.

-20

Следующий этап - белильная подготовка, чтобы цвет красок на лаке держался прочнее. Самые светлые места подготавливаются густыми белилами, тона средней яркости - менее густо, а более тёмные - жидкими белилами; совсем тёмные места остаются без белильной подготовки.

-21

Далее художник приступает к наложению цветных пятен. Из подготовленных красок составляются на палитре тона разной густоты. При таком наложении соблюдается ровность и прозрачность слоев, при этом раскрытые элементы не смотрятся как раскрашенные чистой краской, а каждая играет живым тоном. Создается впечатление объёмности элемента.

-22

Следующий этап - прорисовка тёмным тоном всех контуров и деталей: контуры стволов и сучья деревьев, общие формы листьев, уступы гор, рисунок волн, контуры и складки одежды человека, контуры животных, сооружений и их деталей, а также всех других элементов композиции. Окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа ставит целью ещё больше усилить условный объём всех элементов и придать им законченность. На некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела - большая их часть золотом, меньшая - красками. Пробел красками накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека (на плечах, груди, животе, коленях) или туловища животного, что подчеркивает их форму.

-23

Далее следует прописка жидкими красками головы. Делается это в несколько этапов. Сначала телесным тоном накладывается краска на выпуклые места на лице, шее, ушах, руках, ногах с таким расчётом, чтобы она сквозила через последующие слои. Далее - наложение румянца на щеках, надбровных буграх, конце носа, губах, мочках ушей, на сгибах пальцев рук и ног, на локтях, ладонях и коленях. Потом жжёной умброй проплавляются зрачки глаз, брови, усы, тёмные волосы. Далее создается общий тон лица и, наконец, наложение бликов. Окончательная отделка голов и обнажённых частей тела с восстановлением рисунка: прорисовываются все черты лица тонкими линиями. Этими линиями художник выявляет определённый образ человека, его психологическое состояние и характер. Одновременно расчёсываются волосы на голове, бороде, усах тоном несколько светлее, чем наложенные блики. Зрачки глаз и реснички прописываются сажей.

В конце остаётся только расписать золотом изготовленный предмет, но предварительно необходимо всю выполненную работу закрепить лаком. По незакреплённой живописи писать золотом нельзя: краски поглощают золото. Предмет, расписанный красками, покрывается копаловым лаком дважды. Перед росписью золотом лаковая поверхность оттирается пемзой до матовости, так как золото к лаку не пристаёт. Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами. В качестве связующего вещества используется гуммиарабик (прозрачная смола акаций).

-24

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого использовали зуб волка, поскольку он имеет особенно гладкую поверхность.

-25

Мы его видели. Но, как говорят, сейчас зуб не используется. Хотя может быть мастера его использование просто не афишируют. В любом случае зуб не был для них расходным материалом и передавался из поколения в поколение.

Январь, 2020

Другие интересные статьи можно найти на нашем канале.

Посёлок городского типа Палех — карта, что посмотреть, фото, как добраться