Часто российский обыватель возмущается: "Да какая у нас демократия?" или "У нас диктатура, а не демократия". В голове обывателя эти два понятия строго разделены: "демократия" - это однозначно "хорошо", а "диктатура" - это однозначно "плохо". Но так ли это на самом деле? И действительно ли эти два понятия являются несовместимыми друг с другом? Для того, чтобы это понять необходимо обратиться к понятиям.
Самый поверхностный источник, а именно "Википедия", даёт нам такое "определение" демократии:
Демократия — вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная демократия).
Сразу к главному: "народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти" двумя способами "непосредственно" или "через своих представителей". Народ - это трудящиеся, как наёмные, так и владеющие собственными средствами производства. Слой интеллигенции, отдельные представители которой периодически "ходили в народ", а также высшие классы (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) к нему не относятся. Было бы интересно узнать, где на Земле есть такое государство, в котором народ "осуществляет законодательные и исполнительные функции власти", хоть "непосредственно", хоть "через своих представителей". Однако, безымянный автор таких примеров не приводит, а источник, откуда он взял это не имеющее ничего общего с реальностью "определение", он не указал.
Обратимся к истокам демократии. Родиной демократии как формы государства являются Древние Афины. Численность населения Древних Афин которых в период возникновения демократии составляла от 350 до 500 тысяч человек, из них только 60 тысяч человек были свободными. Остальное население Афин состояло из женщин, иностранцев и рабов. Таким образом, доля рабов составляла если не половину (или даже больше), то по крайней мере очень существенную часть населения Афин. Рабы были трудящимися того времени (впрочем, за людей не считавшимися), то есть тем самым народом, но демократия на них не распространялась. Афинская демократия представляла собой форму государства рабовладельцев.
Более свежий пример из жизни - это "Демократическая партия" рабовладельцев Юга в Соединённых штатах Америки 18-го века. Тогдашних представителей этой партии трудно назвать непоследовательными - они воспроизвели прямо-таки классическую форму рабовладельческой демократии. Буржуазная демократия современных капиталистических государств также не предполагает никаких возможностей осуществления законодательной и исполнительной функций для народа. Смехотворный ритуал опускания бумажек в ящички со щелью раз в пять-шесть лет, да ещё в условиях господства буржуазной идеологии, может впечатлить только умственно неполноценных граждан. Этот ритуал ещё наши русские революционные демократы высмеивали.
Итак, демократия есть форма государства. Государство, согласно классикам, есть организация насилия в интересах господствующего класса. Осталось понять, что такое диктатура, связано или не связано понятие диктатуры с понятием демократии. Владимир Ильич Ленин в своей работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" даёт определение диктатуры:
Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами.
В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 245
Если сопоставить понятие государства и понятие диктатуры, то получается что диктатура представляет собой сущность любого государства, будь то государство рабовладельческое, будь то государство феодальное, будь то государство буржуазное, будь то государство пролетарское. А как же связана диктатура господствующего класса с демократией? Очень просто! Демократия есть форма государства, а государство есть организация насилия в интересах господствующего класса, следовательно, демократия представляет собой форму диктатуры господствующего класса. Действительно, какими законами ограничен господствующий класс, когда он поручает своим парламентским представителям принять или поправить какой-либо закон? Никакими законами он не ограничен! Какие нужно, такие и напишут. А если какой-то закон вдруг стал помехой, то его быстренько отменят. Выходит, демократия и диктатура понятия друг с другом связанные.
Примеров того, что демократия есть всего лишь форма диктатуры господствующего класса, в реальной жизни великое множество. Интересы народа или господствующей буржуазии проводило в жизнь французское правительство, повышая цены на топливо, спровоцировав тем самым движение "жёлтых жилетов"? Кто спрашивал французский народ, осуществляя пенсионную реформу, которая также вызвала волну протестов по всей Франции? А осуществляя пенсионную реформу в России, против которой выступало около 90% россиян, кого спросило российское правительство? Кого оно спросило повышая НДС, напрямую бьющий по интересам трудящихся, которым, в отличие от предпринимателей, этот самый НДС не возмещают? Кого спрашивает российское правительство, каждый год повышая тарифы?
Государство есть средство, дубина господствующего класса для осуществления своих экономических интересов. Буржуазная демократия - всего лишь форма этого государства или форма диктатуры господствующего класса, причём форма довольно мягкая. А народ здесь имеет подчинённое положение.
Таким образом, овладев понятиями демократии и диктатуры, легко понять сущность и форму любого современного государства. Осталось разобраться с применимостью оценки "плохо" или "хорошо" к обоим этим понятиям. Чтобы разобраться в этом, достаточно ответить на вопрос о том, способствует ли данная конкретная "демократия" или "диктатура" прогрессивной тенденции развития общества или нет. Например, буржуазная демократия на этапе перехода от феодализма к капитализму - это "хорошо", так как способствует прогрессу общества, и диктатура капиталистов на этом этапе тоже "хорошо". А вот в эпоху пролетарских революций буржуазная демократия - это "плохо", так как пролетарская демократия представляет собой прогрессивную тенденцию, поэтому и оценивается "хорошо" в сравнении с демократией реакционного, нисходящего класса. Соответственно и диктатура пролетариата - это "хорошо" по отношению к диктатуре буржуазии.