Стартап начинается с идеи. Но как превратить ее в востребованный продукт и не «набить шишек»? И как вообще понять, что из тебя получится успешный предприниматель? Об этом, а также о нужных начинающему предпринимателю знаниях и навыках в работе над продуктом, о том, какой должна быть команда проекта и где ее найти, рассказывает руководитель Центра по развитию команд Университета 2035 Станислав Триерс.
Что нужно сделать перед запуском стартапа, чтобы избежать ошибок в будущем?
- Определиться с целью
У каждого стартапера своя цель: построить большую компанию и продать ее, создать небольшой бизнес без амбиций, изменить мир или рынок, или просто получить опыт в стартапе. При этом и у каждого члена команды стартапа может быть своя цель. И это лучше обсудить в самом начале пути, чтобы понимать, кто куда хочет прийти.
- Определить свои сильные стороны
Навыки предпринимателя можно разделить на soft skills (например, ведение переговоров, проведение презентаций) и hard skills (программирование, робототехника и так далее). Исходя из этого можно придумать, чем бы лидеру команды хотелось заниматься в проекте, и как вообще в стартапе будут распределены роли.
- Проанализировать рынок и выбрать нишу, в которой хотелось бы работать
Стоит заранее посмотреть на то, чем и ка занимаются конкуренты, детально проанализировать проблемы потенциальных клиентов. Это все необходимо сделать до того, как решите что-то строить, производить.
А какие самые частые ошибки допускают стартаперы в работе над проектом?
Можно выделить три самые частые ошибки, которые совершают начинающие предприниматели в начале работы над своим проектом:
- Начинают "пилить" продукт, не изучив клиентов и их проблемы
Самая главная и частая ошибка — сфокусироваться только на продукте, не изучив рынок, потребности и проблемы потенциальных потребителей, не выстроив бизнес-модель и не разобравшись в экономике проекта. Если уделять внимание только продукту, высоки риски, что бизнес вскоре придется признать неудачным.
- "Мы уникальны и неповторимы"
Вторая ошибка — считать, что ваша компания уникальна и конкурентов на рынке ей нет. Конкуренты либо есть, либо вы решаете выдуманные проблемы.
- Не слушать обратную связь от клиентов
Обратная связь — важная составляющая на пути успешного развития компании. Она может серьезным образом влиять на проект, его трансформацию в лучшую сторону. Если обратная связь отсутствует, то бизнес будет статичным и вскоре просто перестанет быть интересным для клиентов.
Какими знания и навыками нужно обладать технологическому предпринимателю?
Мы живем в нестабильном мире, которому давно придумали свое название — VUCA-мир. Акроним объединяет в себе четыре понятия — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность. Предпринимателю должно быть комфортно развивать свой проект, бизнес, в таком мире: он должен легко в нем маневрировать.
Поэтому ему необходимо обладать навыками soft skills: стрессоустойчивостью, целеустремленностью, самодисциплиной, организаторскими навыками, уметь работать в команде, быть гибким управленцем, уметь эффективно решать проблемы и принимать решения. Тогда шансы на успех в любимом деле значительно выше!
Говорят, что нельзя научиться делать бизнес, а можно научиться — маркетингу, созданию продуктов, выстраиванию продаж, управлению людьми и так далее. Поэтому, чем большим объемом знаний владеет предприниматель, тем лучше!
Навыки hard skills, которые стоит иметь предпринимателю:
— Финансовая грамотность и бухучёт (начислять зарплату сотрудникам, следить за продажами, контролировать документооборот);
— Подбор сотрудников (уметь искать, подбирать и нанимать подходящие кадры);
— Разработка и дизайн (понимать техническую часть продукта и уметь работать с его дизайном);
— Маркетинг и продажи (уметь продвигать и продавать продукт).
Какие технологические сферы сегодня наиболее перспективны для запуска стартапа?
Успех стартапа, конечно, во многом зависит от потребности общества в его продукте. Сегодня можно выделить топ-5 направлений, в которых самое время запускать проекты:
- Искусственный интеллект и машинное обучение
ИИ всегда был топовой сферой на технологическом рынке и сегодня остаётся такой же. Машинное обучение, одна из форм искусственного интеллекта, тоже входит в список самых перспективных сфер для новых проектов.
- Предикативная (или предиктивная, прогнозная) аналитика
Прогнозирование, основанное на исторических данных, — тоже удачная область для стартапа. Ведущие мировые компании создают целые отделы по предикативной аналитике. Какие цели они преследуют? Различные: от сокращения затрат на рекламу до повышения эффективности производства.
- Анализ больших массивов данных
Big Data или большие данные — это структурированные или неструктурированные массивы данных большого объема. Их обрабатывают специальные автоматизированные инструменты для использования в статистике, прогнозов и при принятия решений. Big Data используют в различных сферах — от государственного управления до ритейла.
- IoT-решения
Интернет вещей неразрывно связан с Big Data. Промышленные и бытовые приборы, подключенные к IoT, собирают колоссальное количество данных, на основе анализа которых впоследствии корректируется работа этой техники.
- Робототехника
Современные роботы, созданные на базе последних достижений науки и техники, применяются во всех сферах человеческой деятельности. Например, выделяют строительную, промышленную, бытовую, медицинскую и авиационную робототехнику.
Корпорации во всем мире всё больше и больше проявляют интерес к робототехнике. Это значит, что для проектов в этой сфере — самое время!
Команда стартапа — какой она должна быть?
С этим вопросом однажды сталкиваются все основатели стартапов. Ведь хорошая команда — важная составляющая на пути к успеху в любом деле и тем более в бизнесе.
В команде должны быть минимум две ключевые роли: один человек отвечает за бизнес, второй — за продукт. Это ядро проекта. Первый человек формулирует цель, определяет стратегию, находит инвестиции, набирает команду и управляет компанией. Второй — занимается технологической частью. По мере роста стартапа, потребуются и другие специалисты. Например, бухгалтер, HR-специалист, дизайнер или маркетолог.
Команда должна гореть одной идеей, любить свой продукт, быть на "одной волне". Если человек приходит работать в стартап и видит мотивацию для работы только в зарплате, вряд ли его стоит нанимать. Распознать такого кандидата можно уже на первом собеседовании: он не интересуется стартапом, не владеет дополнительной информацией о нем или даже просто не читал описание вакансии.
Не стоит бояться брать в команду сильных людей, которые могут высказать свою точку по какому-либо вопросу и аргументировать свое возражение, которые обладают лидерскими качествами, умеют решать проблемы, принимать решения и эффективно выстраивать коммуникации. Что еще важно — участники команды должны уметь быстро, гибко, нестандартно мыслить и не бояться ошибаться. Еще одно необходимое качество — стрессоустойчивость.
И где искать команду для стартапа?
Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Платформа Национальной технологической инициативы (НТИ) в марте запустили специальный сервис, который помогает компаниям находить нужных им сотрудников по 12 направлениям (IT, интернет, связь и телекоммуникации; маркетинг и продажи; менеджмент и управление; наука, образование и другие). Заполнить заявку для поиска сотрудника можно по ссылке.
Подобрать классных специалистов в команду поможет и telegram-канал Найди работу в стартапе, созданный Университетом 2035 и НТИ. Есть вакансия? Тогда расскажите о ней в канале, воспользовавшись ботом @yourbeststart_bot.
Также найти сотрудника в команду помогут:
- Самостоятельный поиск
"Бросить клич" на поиск сотрудника можно в социальных сетях, разместив вакансию в специальных группах или каналах, обратиться к подписчикам и друзьям. Сарафанное радио, как известно, работает. Другой вариант — заявить о сборе команды в стартап на специальных тематических форумах. Однако такие способы поиска кадров занимают немало времени и сил.
- Хакатоны, конференции, бизнес-форумы
Тематические мероприятия — возможность не только для продвижения стартапа, но и для знакомства с единомышленниками и будущими коллегами. Главное при поиске сотрудников в команду на тематических мероприятиях — уметь за короткое время рассказывать о сути и достоинствах своего проекта.
- Аутсорсинг
Для быстрого запуска проекта при наличии капитала можно воспользоваться аутсорсингом. Среди плюсов такого способа — не надо тратить время и силы на поиск сотрудников; невысокий риск, что проект не реализуется; быстрое решение задачи. К минусам можно отнести невозможность контролировать процесс, сложно оценить трудоемкость, качество и стоимость работы.
- Кадровые агентства
Рекрутинговые компании упрощают и ускоряют поиск команды. К недостаткам такого метода относятся высокая стоимость услуг и невозможность контроля процесса отбора резюме. При решении обратиться за поиском кадров в агентство выбирать стоит то, которое специализируется на нужной сфере деятельности.
Вы уже готовы плотно взяться за работу над идеей, хотите узнать о слабых сторонах своего проекта, прокачать их вместе с экспертами и специалистами по росту бизнеса?
Отлично! Регистрируйтесь на акселератор «Архипелага 2022». Участники, которые пройдут отбор, смогут доработать проект и презентовать его потенциальным инвесторам и клиентам, получить финансирование на доработку продукта, ускорить рост бизнеса, а также договориться о сотрудничестве с индустриальными партнерами и корпорациями.
Заявки принимаются до 1 июня включительно.
«Архипелаг» — ежегодный проектно-образовательный интенсив для индивидуальных участников, стартапов, регионов и вузов, которые развивают проекты в сфере новых технологий. Организаторы мероприятия: Агентство стратегических инициатив, правительство Севастополя, Платформа Национальной технологической инициативы (НТИ), Университет 2035, Фонд поддержки проектов НТИ.