Первое, что я сумела прочитать в рамках марафона #Простофантастика , объявленного книжными блогерами, стал рассказ «Спонтанный рефлекс».
Читая, сразу вспомнила сцену, которую однажды наблюдала в аэропорту Сеула (довелось побывать в Южной Корее в конце 2019 года, как раз перед пандемией). Там робот-симпатяга буквально гонялся за пассажирами, видимо, желая сообщить им какую-то информацию. Но все оглядывались в поисках табло и быстро расходились по своим направлениям.
Дело кончилось тем, что хитрые корейские дети начали играть с роботом в «догонялки», совершенно запутали его. Робот начал бешено крутиться, пока кто-то из персонала не подошел и не отключил его вообще.
«Спонтанный рефлекс» тоже рассказывает о роботе по имени Урм (универсальная рабочая машина), созданном для тяжелой работы, например, на Венере. Ученые искали возможность наделить его гибким умом, который бы сработал правильно в непредвиденной ситуации, и нечаянно добились того, что Урм однажды взбунтовался.
Оказалось, что и у него «есть чем скучать», у человека за эту функцию отвечает тонко и совершенно организованная нервная система, а робота подобным механизмом наделил его хозяин, изобретатель Пискунов. Урму стало скучно, и он пошел гулять, вызвав панику у персонала атомной станции и всего Наукограда, построенного вокруг нее. Невероятных усилий стоило Пискунову и его коллегам, чтобы отключить вырвавшегося из повиновения робота.
«Спонтанный рефлекс» — один из первых фантастических рассказов братьев Стругацких, он написан в 1958 году, в нем впервые в отечественной фантастике описывается восстание человекоподобных машин.
История создания рассказа не менее интересна, чем само произведение. Об этом написал Борис Стругацкий в книге «Комментарии к пройденному». Журналы с сомнением отнеслись к творчеству никому не известных авторов. «Техника — молодежи», публиковавшая произведения подобного жанра, рассказ отвергла, поскольку робот показался редакторам «слишком живым».
В журнале «Знание — сила» рассказ приняли, но попросили изменить концовку.
«Их собралось надо мной трое здоровенных парней в ковбойках с засученными рукавами и маленький еврей – главный редактор, и все они нетерпеливо понукали меня что-нибудь придумать – „поскорей, пожалуйста, рассказ идет в восьмой номер, его пошлют в США в порядке обмена научной фантастикой <...>“ И вдруг главному редактору приходит в голову идея: дать рассказ вообще без конца...» — приводит Борис Стругацкий рассказ своего брата, Аркадия Стругацкого, который и отвозил рассказ в редакцию.
Известно, что впоследствии браться Стругацкие не любили этот рассказ. Не знаю, какие варианты концовки были у них, но в том, что опубликован в моей книге 2009 года издания, Урма усмирили, окружив со всех сторон бульдозерами, а Пискунов решил продолжать совершенствовать анализаторские способности «мозга» Урма, чтобы такие машины выполняли все работы «на неизведанных планетах и в неизведанных глубинах», чтобы не пришлось рисковать людьми.
А вот здесь👇 я рассказала о том, почему «Спонтанный рефлекс» — единственное, что удалось прочесть в границах времени марафона.
#простофантастика #книги круглый год #братья стругацкие