Отказ от Болонской системы образования не подразумевает возвращения к советской. Новая система высшего образования будет учитывать весь предыдущий опыт. Об этом 30 мая заявил замглавы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев
Кандидат исторических наук, профессор и публицист Виталий Тепикин в беседе с изданием Media-Mill, в свою очередь, добавил, что выход из Болонского процесса точно скажется на качестве подготовки специалистов, вернет лучшие традиции советской системы и позволит адаптировать ее к реалиям.
В Госдуме приступили к работе по выходу из Болонской системы образования. Она приживалась у нас долго. Двухуровневое образование с бакалавриатом и магистратурой у многих так и не нашло понимания с начала 2000-х. Ее преимуществом называли интеграцию в единое учебное пространство, где студенты из нескольких десятков стран обучаются и аттестуются по сходным программам, методы их обучения, критерии оценки сопоставимы. Как следствие — дипломы универсальны. Выпускник мог проще поехать за границу и трудоустроиться по специальности, действовали программы академических обменов, наши ребята имели возможность оформлять перевод в вуз другой страны.
Но существенным недостатком системы явилось сокращение времени обучения в вузе. Четырёхлетний бакалавриат уже считается высшим образованием, многие ограничиваются им, выходя в профессию. Но навыков не хватает. Как вузовский преподаватель отмечу: подписание болонской декларации уменьшило число аудиторных часов, в планах появилась более объёмная самостоятельная работа студентов. Но наши не привыкли к самодисциплине, поэтому качество подготовки явно упало. Выход из Болонской системы позволит вернуть лучшие традиции советского образования, адаптировать их к современным реалиям.
Если Госдума утвердит возвращение к специалитету, отметил профессор, переработкой программ, учебно-методических комплексов специалисты займутся на местах. Лекций, семинаров, лабораторных работ станет значительно больше, их наполнение определится расширением и углублением разделов академических дисциплин. В качестве опытных образцов воспользуются дореформенными стандартами.
Но за последние 20 лет появились новые специальности, тут будет посложнее. Однако методический инструментарий преподавательского состава стал только разнообразней. Дистанционный формат, компьютеризация в целом, дискуссионные площадки придают маневренности.
Собеседник издания предполагает, что переход к пятилетнему стандарту обучения на большинстве специальностей может произойти уже в 2023 году. Однако профессор не исключает, что бакалавриат и магистратура могут остаться в некоторых вузах в качестве альтернативы специалитету.