Найти тему
Профтех для Всех

Berufswahlapp - мобильное приложение для профориентации (часть 1)

Ориентация молодых людей на ранней стадии на выбор подходящей профессии является одной из важнейших целей преподавания профориентации в школах. В течение ориентационного периода ученики проходят через очень разные фазы личностного развития. Немецкое мобильное приложение Berufswahlapp помогает учащимся в этот период и позволяет учителям, родителям и консультантам поддерживать молодых людей в этом процессе.

Но начиналось всё около 15 лет назад с введения в школах "Паспорта выбора профессии" (Berufswahlpass) для поддержки учащихся в подготовке к выбору дальнейшего трудового пути. Berufswahlpass, совместный продукт четырнадцати федеральных земель, Федерального министерства образования и Федерального агентства занятости в настоящее время является одним из самых распространенных инструментов, обеспечивающих переход от учебы к работе в Германии. Его ежегодный тираж составляет примерно 200000 экземпляров. По своему внешнему виду Berufswahlpass представляет собой папку формата A4 в виде скоросшивателя на кольцах с различными листами-вкладышами и возможностью подшивки дополнительных (собственных) документов. Паспорт выбора профессии разделен на четыре основные части и вводную главу.

Названия разделов "Предложения по профориентации", "Мой путь к выбору профессии", "Документы" и "Помощь в планировании жизни" уже дают представление о целеполагании, описываемом как "поощрение личной ответственности, независимости, способности к рефлексии и развитие навыков трудовой ориентации". Паспорт выбора профессии основан на портфельном подходе. Потенциал портфолио для самоорганизованного обучения уже некоторое время обсуждается в сфере образования и педагогических наук, и Berufswahlpass как комплексный подход к профориентации уже не раз доказывал его жизнеспособность.

Этот инструмент предназначен для сопровождения всего процесса профориентации при переходе от школы к работе, включая интеграцию результатов обучения, полученных в ходе других мероприятий по профориентации. Кроме того, Паспорт выбора профессии обладает функцией презентации в дополнение к функциям отображения, планирования и документирования. Причем некоторые из этих функций реализуются не столько на индивидуальном уровне, сколько на уровне школьной организации: собственная концепция профориентации школы и результаты обучения, связанные с ее осуществлением, также могут быть представлены внешнему миру через Паспорт выбора профессии.

После долгой истории успеха было решено переработать этот инструмент, принимая во внимание все более динамичное общество и особенно прогрессирующую цифровизацию, чтобы молодые люди и в будущем могли продолжать и даже более интенсивно работать с этой службой поддержки. Вышеупомянутый процесс обновления начался в 2016 году и состоит из нескольких проектных инициатив. Прежде всего, в 2017 году была заложена основа для "перезапуска Паспорта выбора профессии", в рамках которого группа ученых рассмотрела потребность в разработке и тестировании Паспорта выбора профессии с цифровой поддержкой, с учетом эмпирических данных, полученных в академической и практической среде.

Дело в том, что ученики как основная целевая группа Berufswahlpass оценивают этот инструмент по-своему. Им нравится красочный дизайн, как и возможность упорядоченно управлять документами. Они также подчеркивают содержательность данных о профессиях, наличие адресов, по которым можно получить дополнительную информацию, и возможность побольше узнать о своих способностях и интересах, что, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие при планировании вариантов карьеры. С другой стороны, молодежь критически относится к внешней структуре. Прежде всего, это касается формы папки, которая воспринимается как слишком громоздкая. Поэтому всё чаще звучат пожелания о цифровой версии паспорта. Содержание тоже представляется чересчур объемным, например, критикуется большое количество повторений (в частности, при работе с самооценкой). Тяжеловесные формулировки только усложняют использование этого инструмента.

Интенсивность работы с портфолио, по-видимому, определяется интересом учеников к заданиям, выполняя которые молодые люди могут активно учиться, пробуя что-то на практике. Выяснилось, что ученики женского пола более заинтересованы в такой форме обучения, чем ученики мужского пола. С другой стороны, молодые люди, предпочитающие, чтобы им всё объясняли - в отличие от тех, кто учится по собственной инициативе - менее заинтересованы в Паспорте выбора профессии. Кроме того, эффективность в процессе выбора профессии у молодых людей выше, если общешкольные профориентационные мероприятия воспринимаются как стимулирующие активность. Изучение себя, сопутствующее работе с Berufswahlpass, способствует осознанию собственных способностей и интересов и стимулирует дальнейшую деятельность. В целом, ученики женского пола чаще самостоятельно работают с Паспортом выбора профессии, чем ученики мужского пола, а ученики старшего возраста чаще, чем более юные. Самая высокая интенсивность использования была обнаружена в 7 классе. Если цели, поставленные с помощью Паспорта выбора профессии, не достигаются, это связано с тем, что учащиеся не осознают важности этого инструмента, а регулярная работа с ним не интегрирована устойчиво и систематически в школьную работу.

Если мы посмотрим на учеников с более высокой успеваемостью, то пример Берлина показывает, что более половины учащихся, не посещающих гимназии, и около 80 процентов учеников гимназий еще не работали с Паспортом выбора профессии. В целом, Berufswahlpass оказался менее отзывчивым к потребностям учащихся гимназий, что говорит о том, что для этой целевой группы в Berufswahlpass должны быть предусмотрены специальные предложения.

Как и ученики, учителя также ценят паспорт выбора карьеры как инструмент упорядочивания, документирования и организации процесса выбора карьеры; структура создает определенную последовательность. При этом учителя отмечают, что сложные задания в Паспорте выбора профессии могут самостоятельно выполнить только хорошо успевающие ученики. Учителя специальных школ, а также младших классов средней школы часто сообщают, что языковой уровень паспорта является неподходящим и что ученики не могут самостоятельно работать с этим инструментом.

С учетом всего вышесказанного и был дан старт созданию нового эффективного инструмента профориентации - мобильного приложения Berufswahlapp (Выбери профессию).