Найти тему

Хемингуэй "По ком звонит колокол"

Хемингуэй "По ком звонит колокол"

Прочитала книгу. Ещё больше возненавидела войну с её бессмысленной жестокостью, причём со всех сторон. Бесчеловечны фашисты, но и сопротивляющийся им народ не менее жесток. В романе две сцены, описывающие жестокость как с одной стороны, так и с другой. Жестокость народа, расправляющегося с фашистами, потрясла меня больше. Самое сложное на войне — это не убийство других людей, а способность сохранить в себе Человека, не убить его, не оскотиниться. Не всем это удаётся. Через весь роман проходит противоречие между необходимостью убивать и неприятие этого, попытки примирить себя с этой неизбежностью. Эта борьба хорошо показана в рассуждениях Джордана и старика Ансельмо. Война — это всегда грязь, жестокость, смерть. Там нет места словам: «будущее», «завтра».... Есть здесь и сейчас. Вот эти три дня и три ночи длинной в целую жизнь. За эти три дня и три ночи надо прожить свою любовь. А потом опять война и «счастье», «семья», «любовь» останутся в мечтах, которые прервёт снаряд, взрывающий плоть. Сражениям, человеческой жестокости автор противопоставляет природу там всё гармонично и красиво. И, когда два человека любят друг друга, они сливаются с природой и становятся частью этой красоты и гармонии. Жизнь — прекрасна, а война — ужасна. В романе меня потрясла ещё одна сцена о бессмысленной жестокости, которая не связана с войной. Травля быков в деревне в воспоминаниях Андреса. Он интуитивно чувствует бессмысленность и ненужность этой жестокости («Андреси стыдился, и чувствовал какую-то пустоту внутри, и был горд и счастлив; и он старался поскорее отделаться от всех и вымыть руки, и правую мыл до самого плеча, и отмывал нож, а потом брал чей-нибудь бурдюк и прополаскивал рот, чтобы уничтожить привкус бычьего уха во рту до следующего года.»), но из года в год делает это, потому что есть традиция, есть репутация, есть мнение других людей. Сам он не в силах прервать этот порочный круг, но испытывает радость при звуках дождя, понимая, что сегодня травля отменяется («Его звали Бульдогом Виллаконехоса, и он ни за что в жизни не пропустил бы травлю быков у себя в деревне. И все-таки он помнил, что нет чувства приятнее того, которое появляется при звуках дождя, когда знаешь, что тебе не придется делать это.»).

Пока читала книгу, всё время думала, почему автор так много времени уделяет мосту, постоянно к нему возвращается. А потом поняла, мост — символ объединения, мосты объединяют людей. И, только объединив усилия всех людей, можно победить фашизм. Но в Испании этого не произошло. Ни другие страны, ни сам испанский народ не смогли объединиться. Даже для выполнения задания Джордана партизаны не могут объединиться, да и в высшем руководстве каждый сам за себя, нет сплочённости, нет цельного Материка, каждый как остров. Поэтому фашисты в Испании победили.

«Человек— часть Материка» и «человек один не может». По-моему, это основные мысли романа, которые Хемингуэй хотел донести до читателей. Джордан перед лицом смерти не одинок, он - часть Материка, часть его души осталась с Марией, пока она жива, жив и он. Пабло, который решил бросить отряд и уйти, возвращается, потому что «после того, что я (Пабло) сделал, мне стало очень тягостно одному, и я не смог этого перенести». Отдельно взятый человек не отделим от всего человечества. Он отвечает за всех и все в ответе за каждого человека. «Потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

"Те, кто сражается на войне, — самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встретишь; зато те, кто затевает, разжигает и ведёт войну, — свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что всех, кто наживается на войне и кто способствует её разжиганию, следует расстрелять в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых они посылают сражаться." Эрнест Хемингуэй

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц