Чего студентам ждать от импортозамещения.
У коллег из "Ъ" вышел небольшой, но важный материал о том, как изменится поддержка государством высшего образования (ВО) в условиях санкций.
Речь здесь идёт не о горячей теме выхода из Болонского процесса, а скорее о параллельных процессах. В частности, коллеги постарались понять, как в госаппарате пытаются выстроить стратегию развития ВО, а значит - подготовки специалистов для "санкционной" экономики.
При этом бюджетные места на 2023-2024 уч. год уже распределены. Согласно этим данным, самый большой "госзапрос" сейчас на инженерные и технические (245 тыс. мест), педагогические (более 75 тыс.), общественные (68 тыс. мест) и медицинские (53 тыс. мест) специальности.
В апреле вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки и Минтруду предоставить расчёт по цифрам приёма в вузы - уже в новых условиях, с учётом новых потребностей российского рынка. Возможно, что пропорции будут отличаться, но навряд ли значительно.
В частности, мы уже затрагивали проблему дефицита высококвалифицированных специалистов технических направлений. Это явно не та проблема, которую могут решить трёхмесячные курсы и ДПО в целом.
В этом контексте от университетов ждут превращения в "кузницы кадров". Но выдавать каждый год 100 тыс. инженеров и 50 тыс. айтишников по советским стандартам уже не получится. От вузов требуют гибкости и современных подходов, включая индивидуальные траектории образования.
Другой инструмент - центры карьеры при университетах. На базе этих подразделений студенты могут общаться с представителями компаний-работодателей и HR-специалистами, найти работу или получить совет. В России работает около 580 карьерных центров, но есть вопросы к их качеству, особенно в регионах.
Пока невозможно предсказать, что ждёт студентов и абитуриентов в ближайшие годы. Учитывая, с одной стороны, госзапрос на специалистов, с другой - надвигающиеся реформы, можно сказать, что российское ВО входит в зону турбулентности.