Найти в Дзене
AMMIAC. МЕДИА

На "заднем дворе" США назревает скандал

Страны пытаются уйти от диктатора, который переживает момент шизофрении

Фото ТАСС
Фото ТАСС

Внешняя политика Вашингтона в Западном полушарии вызывает у простых латиноамериканцев отторжение и негодование.

Саммит Америк рискует стать самым провальным и скандальным. Перед промежуточными выборами в конгресс в ноябре текущего года президенту США Байдену необходимо усилить позиции Демократической партии, а значит, каким-то образом ему придется ужесточить санкционную политику в отношении Кубы, Венесуэлы, Никарагуа и Боливии.

На протяжении веков Латинская Америка для США оставалась сферой жизненных интересов, эдаким "задним двором", где согласно доктрине Монро не должно быть места влиянию других стран в Западном полушарии.

Стоит напомнить читателю, что доктрина Монро — это декларация принципов внешней политики США, провозглашенная еще 2 декабря 1823 г. президентом Джеймсом Монро в своем ежегодном послании конгрессу. Смысл доктрины - в исключительном статусе и господствующей роли США в Западном полушарии - зародился задолго до речи Монро.

Еще в "Прощальном послании" Джорджа Вашингтона и в первой инаугурационной речи Томаса Джефферсона говорилось о предостережении устанавливать тесные политические ассоциации с европейскими державами. Доктрина Монро во многом объясняет и нынешнюю внешнюю политику Вашингтона.

Однако, начиная с революции на Кубе и связанным с этим распространением влияния Советского Союза на латиноамериканском континенте, позиции США в регионе стали ослабевать.

Дальше – больше. Все более независимую от Вашингтона политику стали проводить другие государства Латинской Америки: Никарагуа, Венесуэла, Колумбия, Аргентина, Бразилия, Боливия, Чили.

Времена меняются, а США с позиции гегемона продолжают считать латиноамериканский регион своей вотчиной. С 6 по 10 июня в американском Лос-Анджелесе пройдет девятый саммит Америк.

"Заявленный саммит – это та трибуна, на которой Соединенные Штаты традиционно обозначали не только свое лидерство, но и ставили цели для латиноамериканских государств: куда им следовать в меняющемся мире, с кем дружить", -

рассказал специально для AMMIAC. Владимир Сударев, доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН.

А вот дальше начинается самое интересное. На правах организатора саммита Вашингтон объявляет, что пригласит на "праздник" далеко не всех.

"Белый дом вдруг заявил, что он не будет приглашать Кубу, Венесуэлу, Никарагуа. Хотя это уже само по себе говорит по меньшей мере о такой вкусовщине: кого хочу, того и приглашаю. По сути, Вашингтон исключил из числа американских государств те страны, политика которых не нравится правительству Соединенных Штатов Америки", -

утверждает в разговоре с AMMIAC. Лазарь Хейфец, профессор кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук.

Такой избирательный подход США к приглашению стран на саммит вызвал явное неприятие со стороны ряда латиноамериканских государств.

Так, министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес Паррилья заявил, что негативное отношение Вашингтона к некоторым независимым государствам Латинской Америки неприемлемо, поскольку возрождает пресловутую доктрину Монро.

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор также обратил внимание на недопустимость подобного разделения государств на "хороших" и "плохих". Мексиканский лидер прямо сказал, что если представителей Кубы, Венесуэлы и Никарагуа на саммите не будет, то и его в Лос-Анджелесе не будет.

Подобного рода заявление сделал и президент Боливии Луис Арсе Катакора. Явно не очень торопится собирать чемодан на саммит в Лос-Анджелес и президент Бразилии Жаир Болсонару.

Любопытно, что президент Аргентины Альберто Фернандес, являющийся в настоящее время президентом Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), выдвинул идею параллельной встречи сообщества, в котором не участвуют США и Канада.

От участия в лос-анджелесском саммите, если не будут приглашены Куба, Венесуэла и Никарагуа, отказались президент Гондураса Ксиомара Кастро и премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин Ральф Гонсалвес.

"А теперь представьте себе на минуточку саммит Америк без Бразилии, Мексики, Аргентины, Боливии, Гондураса, Сент-Винсента и Гренадин, Кубы, Никарагуа, Венесуэлы", -

рассуждает эксперт Лазарь Хейфец.

Если говорить чисто по-человечески, а кому бы понравилось, что кто-то берет на себя право определять, демократическое государство или нет, кто законно избран президентом, а кто нет. Ведь только избиратели в каждой стране решают, кого избирать, а не правительство зарубежной страны, какой бы сильной и богатой она ни была.

Вашингтон с упорством зарвавшегося гегемона продолжает демонстрировать, кто есть главный на континенте, а применительно к европейским делам - и не только там.

А между тем три латиноамериканские страны - Бразилия, Мексика, Аргентина - входят в двадцатку экономически развитых стран. И хотя позиции этих государств в мировой экономике не являются сильнейшими, но у себя, на латиноамериканском континенте, они прочно занимают лидирующие позиции.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у руководителей стран есть личные амбиции, и когда кто-то кого-то щелкает по носу, не воспринимая всерьез, то это, вне всякого сомнения, вызывает обратную реакцию латиноамериканского лидера и сказывается на характере его отношений с США.

Другое дело, что нужно хорошо понимать экономическую зависимость от США большинства латиноамериканских стран, за исключением разве что Кубы.

В первую очередь это касается Мексики, ведь экономические связи этой страны с США и Канадой очень серьезные, а серьезные экономические связи так просто не рвутся.

Товары и услуги на сумму около $1,7 млрд ежедневно пересекают границу США и Мексики.

-2

AMMIAC.

По данным Управления торгового представителя США, общий объем торговли с Мексикой в ​​2018 г. составил $671,1 млрд, что больше, чем общий объем торговли с Канадой. В июле 2020 г. США, Канада и Мексика подписали между собой новое торговое соглашение, которое регулирует правила торговли на самом крупном международном рынке с ежегодными оборотами в размере $1,5 трлн между тремя североамериканскими странами.

"Я не думаю, чтобы у мексиканского руководства было хотя бы малейшее желание эти связи порвать", -

считает профессор Лазарь Хейфец.

Перед промежуточными выборами в конгресс в ноябре текущего года Байдену просто необходимо усилить позиции Демократической партии, а значит, каким-то образом ему придется ужесточить санкционную политику в отношении Кубы, Венесуэлы, Никарагуа и Боливии.

"После неудачного, позорного бегства из Афганистана Байдену важно показать себя решительным политиком, жестким по отношению не только к России, но и к соседям по Западному полушарию", -

убежден эксперт Владимир Сударев.

Стремление Вашингтона навязать свою позицию по значимым вопросам другим странам президент Никарагуа Даниэль Ортега на прошедшей только что встрече лидеров государств Боливарианского альянса для народов Америки (АЛБА) назвал "моментом шизофрении".

"Они хотят подчинить себе Российскую Федерацию, Китай, страны Латинской Америки. США переживают момент шизофрении, думая, что пришло время господствовать над всей планетой, но они не понимают главного: это уже невозможно", -

заявил Даниэль Ортега.

С никарагуанским лидером трудно не согласиться. Но в Вашингтоне в это по-прежнему не верят. Точнее, не хотят верить. И не могут смириться.