Почему коворкинг особенно выгоден для небольших команд?
Объясняем максимально подробно.
Предположим, что у вас команда из четырех специалистов - небольшой такой стартап. Современные технологии, разумеется, не оставят всех без связи. Но без регулярных встреч не обойтись. Снимать пусть небольшой, но офис, в нынешней ситуации было бы опрометчивым решением. Хотя бы из-за своей дороговизны. Как именно таким клиентам могут помочь коворкинги. Ловите подробный разбор.
Сегодня рынок Москвы предлагает небывалый ассортимент офисов в аренду: в бизнес-центрах и на первых этажах жилых зданий, в современных технополисах и в старых административных корпусах заводов. Конечно, дело ваше - рабочие встречи можно проводить и в квартире или, как это было на заре создания Apple - в гараже. Но есть смысл сравнить сопоставимые варианты. Так, согласно данным аналитиков Becar Asset Management, средняя ставка аренды на гибкие офисные пространства для 2-4 человек в Москве по итогам 2021 года составила 82680 руб. в месяц. Это дороже, чем арендовать просто незакрепленное рабочее место (тариф Flex). Так, четыре места в оупенспейсе в гибких офисах Москвы по этому тарифу можно арендовать за 56 тыс. руб. в месяц. Конечно, операторы коворкингов нацелены больше на корпоративных клиентов, но для розничных предложения доступны в пересчете на недели, дни или даже часы.
А что с классическими офисами? Если посмотреть ЦИАН, то помещение площадью в 20-30 кв.м в бизнес-центре в престижном, но все же удаленном от центра районе проспекта Вернадского обойдется в 60-70 тыс. руб. в месяц. Правда, даже без стула. Казалось бы, что разница не так и велика. Но только в деньгах. С другой стороны, в коворкинге цена аренды включает и услуги УК в формате all inclusive. Помимо самого рабочего места и интернета, речь об офисной оргтехнике, канцелярских принадлежностях, демонстративных досках, проекторах и чае с кофе и печеньями. Настольные игры и автоматы тоже встречаются.
Но как вы поймете, что попали именно в коворкинг? В первую очередь, это гибкое дизайнерское пространство, не такое строгое, как обычный офис, одновременно красивое и удобное. Здесь могут быть свои релакс-комнаты, пуфы или качели, стильные кухни. Но что важно - в коворкинге, как правило, есть комьюнити-менеджер, который не только следит за всей работой, но и помогает наладить то, что называется модным понятием “нетворкинг”. От его личностных качеств, как правило, зависит - произойдет ли магия, позволяющая создать место силы для предпринимателей. В социализации и возможности взаимодействовать, обмениваясь идеями с другими, но такими же малыми предпринимателями, создавая коллаборации, помогающие искать новые бизнес-направления.
Что показательно - еще 5-6 лет назад произнося слово “коворкинг” в голове всплывали образы разноцветных пространств в здании бывшей фабрики - в лучшем случае “Красный октябрь”. В последние 2-3 года их облюбовали очень даже крупные корпорации. И это не только американский WeWork, но и российские бренды, которых уже несколько десятков. Впрочем, не в каждом из них будут готовы к розничным клиентам. Вероятно, в половину из них вряд ли можно зайти “с улицы” - такие объекты создавались уже под конкретного моно-арендатора (B2S).
Исторически федеральная сеть GrowUp развивалась, стараясь диверсифицировать свою аудиторию. В коворкингах, работающих в нескольких городах, удобные оупенспейсы на полноценную компанию средней руки перемежаются с кабинетами и переговорными, равно как и с рабочими местами для одиночек.
Есть интерес к коворкингам и со стороны небольших розничных инвесторов. Он появился на фоне возникновения предложений по продаже офисов кондо-формата, то есть в нарезку. Некоторые операторы, в том числе и GrowUp, умеют управлять такой множественностью собственников так, что арендаторы никак не заметят разницы. При этом покупатели арендопригодных площадей получают доходность в районе 8-12% годовых. И это без учета ежегодного удорожания самой недвижимости.
Хотите узнать больше? Пишите в комментариях!