Найти в Дзене
Живопись

Яркая весна художника Клевера-старшего

Художника Юлия Юльевича Клевера знают и ценят как мастера зимних пейзажей. И это логично и справедливо. Но знаете что, дорогой читатель? Мы считаем, что истинные качества личности лучше всего раскрываются в неких новых обстоятельствах. А в случае художника нет ничего более наглядного (и даже автобиографичного), чем написание картины на непривычный для живописца сюжет. «Весенний пейзаж» маэстро Клевера-старшего сохраняет ряд характерных черт предыдущих творений мастера. Конечно, если верно предположение о том, что данное полотно создавалось не ранее 1900 и не позднее 1905 года. Впрочем, ошибиться здесь довольно трудно: любимая тема «пылающего» яркими тонами заката;сходящаяся прямиком к горизонту композиция, обрамлённая вертикальными доминантами, что взлётная полоса — взлётными же огнями; ну и конечно же обожаемый художником лесной ландшафт. А вот переставшие стесняться собственной яркости и обретшие насыщенность краски, коими писан данный пейзаж — суть нечто новое и действительно необыч
Художника Юлия Юльевича Клевера знают и ценят как мастера зимних пейзажей. И это логично и справедливо.

Но знаете что, дорогой читатель? Мы считаем, что истинные качества личности лучше всего раскрываются в неких новых обстоятельствах. А в случае художника нет ничего более наглядного (и даже автобиографичного), чем написание картины на непривычный для живописца сюжет.

Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, холст, масло, 66,0 x 80,0 см
Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, холст, масло, 66,0 x 80,0 см

«Весенний пейзаж» маэстро Клевера-старшего сохраняет ряд характерных черт предыдущих творений мастера. Конечно, если верно предположение о том, что данное полотно создавалось не ранее 1900 и не позднее 1905 года. Впрочем, ошибиться здесь довольно трудно: любимая тема «пылающего» яркими тонами заката;сходящаяся прямиком к горизонту композиция, обрамлённая вертикальными доминантами, что взлётная полоса — взлётными же огнями; ну и конечно же обожаемый художником лесной ландшафт.

Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, фрагмент
Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, фрагмент

А вот переставшие стесняться собственной яркости и обретшие насыщенность краски, коими писан данный пейзаж — суть нечто новое и действительно необычное. За эмоциональной феерией разнотемпературных тонов, нетипично резко контрастирующих друг с другом, творения рук человеческих предстают на удивление второстепенными «персонажами» картины Юлия Юльевича Клевера. Да, на этом полотне снова, как и на многих иных картинах мастера, имеются деревянные дома и не менее деревянные лодки. Но на сей раз их роль —- сугубо вспомогательная и малозаметная. Всë внимание -— голубым небесам, отразившимся в весенних водах; рыжему закату, на сей раз с трудом пробивающемуся сквозь хмарь серых туч и хитросплетения ветвей; причудливее обычного искривлённым берёзам, тут и там носящим на своих стволах отметины непростой зимовки.

Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, холст, масло, 66,0 x 80,0 см
Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, холст, масло, 66,0 x 80,0 см

Так и хочется спросить: «А что это, собственно, было?!» Откуда на полотне адепта сдержанных тонов, редко когда вводившего в свои мизансцены более двух цветовых доминант, — «пляска» синего, рыжего и сочного зелёного оттенков и их вариаций? Откуда качественно иной уровень смешения обобщённого и строго фигуративного стилей? И как, скажите на милость, в работе завзятого академиста Клевера «прорезались» нотки импрессии, будто бы явившиеся на этот праздник жизни прямиком с полотен коллег, специализировавшихся на «впечатленческом» течении?

Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, фрагмент
Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, фрагмент

Мы восторжены и растеряны одновременно. Да, такие метаморфозы имени дедушки Овидия нет нет да и случаются в судьбах живописцев. Но очень нечасто! И теперь мы не особенно знаем, что и подумать. Видимо, той весной Юлия Юльевича посетила муза с французскими манерами, и исполнила особенно энергичную мелодию на лире вдохновения! Потому что в итоге картина получилась совершенно несалонной. То есть совершенно нетипичной для нашего героя.

Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, фрагмент
Клевер Ю.Ю.-старший, «Весенний пейзаж», 1904, фрагмент

Любуемся, дивимся и спрашиваем о Ваших от неë — картины — впечатлениях. А заодно приглашаем полюбоваться и другими работами Юлия Юльевича Клевера. Составить собственное мнение и согласиться/не согласиться с нашим. Приятного Вам просмотра, дорогой читатель.

Клевер Ю.Ю.-старший, «Будет дождь», 1916, холст, масло, частное собрание
Клевер Ю.Ю.-старший, «Будет дождь», 1916, холст, масло, частное собрание
Клевер Ю.Ю.-старший, «Поповка. Лес. Рожь», 1917, холст, масло, Художественный музей, Череповец, Вологодская обл.
Клевер Ю.Ю.-старший, «Поповка. Лес. Рожь», 1917, холст, масло, Художественный музей, Череповец, Вологодская обл.
Клевер Ю.Ю.-старший, «Закат, картон, масло. 22 x 26 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Клевер Ю.Ю.-старший, «Закат, картон, масло. 22 x 26 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Клевер Ю.Ю.-старший, «Вечер», 1894, холст, масло. 116 x 141 см, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
Клевер Ю.Ю.-старший, «Вечер», 1894, холст, масло. 116 x 141 см, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», «палец вверх», репосты очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #искусство #изобразительное искусство #современное искусство