«Мужчины сами испортили женщин». Такой комментарий оставил некто (страница в социальной сети удалена) 30 марта 2015 года под постом об убийстве чести.
Самолёт Киев–Баку, апрель 2019 года. На девушке футболка с изображённым азербайджанским флагом, она впервые летит в Азербайджан. Приятное волнение и сонливость её спутники. Слева сидит земляк, который, заметив, что девушка озябла, благородно накинул на неё свою куртку.
– Летишь в Баку одна? – удивился мужчина в процессе беседы. Девушка отвечает, что привыкла путешествовать одна или с подругой. – Всё ещё не замужем? – продолжает удивляться мужчина. Кажется, ему не нравятся аргументы спутницы – «учусь», «хочу найти работу». – Братьев нет?
Братьев у девушки нет, она единственный ребёнок в семье. На лице мужчины осознание.
– Ну, понятно, братьев нет, – повторяет он, словно это всё объясняет. Согласно теории этого пассажира путешествовать, учиться и работать могут исключительно те девушки, у которых нет ни мужа, ни брата. Словом, девушки, чью честь никто не хранит – бесчестные.
По данным ООН, в 2017 году около 5 тысяч женщин по всему миру стали жертвами «убийств чести». Очевидно, что это только так или иначе зафиксированные данные, не исключено, что подобных случаев больше.
Книжный магазин – место тысячи историй, весёлых и тех, которые разбивают сердца. Чтобы найти литературу в духе Шафак, Хоссейни или Памука, надо нагнуться в три погибели, потому что такие книжки почему–то находятся в самом низу.
«В этом мире слово «честь» было не просто словом, но и именем. Но это имя давали только мальчикам. Только мужчины имели честь, будь они стариками, мужами в расцвете сил или даже юнцами, на губах которых ещё не обсохло материнское молоко. У женщин чести не было. Честь им заменял стыд. Но носить такое имя, как Стыд, никому не пожелаешь». Так написано в романе Элиф Шафак «Честь» – история, повествующая о мальчике, который вырос. Вырос и решил воткнуть нож в свою мать. Причина простая – она полюбила другого мужчину. Такое, конечно, не прощают.
Первое слово многих представителей азербайджанской нации наверняка не «ana», что значит «мама», а «ayıb», что значит «позор».
Позор – Самира Эфенди, участница «Евровидения 2021» от Азербайджана, на том же песенном конкурсе в 2022 году «поддерживает не своего земляка Надира Рустамли, а представителей Норвегии – дуэт Subwoolfer, уже прошедший в финал конкурса». Так гласит заголовок поста в одной азербайджанской группе (на русском языке) в социальной сети. Комментарии, которые идут следом, чередуются – от адресованного певице «kül sənin başınа», что переводится как «пепел на твою голову» и не является чем–то приятным, до «азыхское мышление, типа племенной союз» в адрес тех, кто считает поддержку иностранного исполнителя одним из самых тяжких грехов в мире. И позором, конечно же.
– Наши не уважают женщин, они считают, что если привели домой жену, то та должна пахать на кухне и дома и больше никуда не выходить, – сказал талышский полицейский 30 января 2021 года.
Позор – Гамида Джаваншир скачет на коне по Шуше и занимается общественными делами, открывает школу для девочек. Негодуют братья, точится кинжал. Это в романе «Караванная дорога» Байрама Байрамова.
– Я тебя убью, – так сказал отец младшей дочери. Она хотела защитить свою маму, которую этот отец систематически избивал. – Я тебя уничтожу.
На лице девушки остаток макияжа в воде из солёных слёз. Губы и руки дрожат, она сбежала из дома в сиреневом пальто. За окном осень, в душе страх. За маму, за себя, за будущее.
– Мама никому не говорит, что он её бьёт. Она боится и это… будет позор,– говорит девушка, закрывая лицо руками.
Домашнее насилие и убийства чести – эти два преступления могут считаться смежными, нередко от побоев в стенах дома до убийства, потому что «опозорила», ещё пару ударов.
Что же делать? В упомянутом романе можно поискать ответ: Мирза Джалил Мамедкулизаде говорил: «наш народ должен, наконец, открыть глаза и прозреть. И помогут ему в этом люди образованные, просвещённые…». А Гамида Джаваншир, горестно улыбаясь, сказала: «следует шире распахнуть двери театров, школ, больниц. Наше спасение – в культуре и просвещении»…
Жертвы убийств чести – это, как правило, женщины, чьё поведение не понравилось самым достойным, самым благородным мужам, тем, кто никогда в жизни не ошибается и всё делает по зову доброго сердца.
Сарказм на листе бумаги и тысячи сломанных судеб женщин, которые наверняка хотели просто жить. Учиться, работать, танцевать сальсу, ездить к морю, ходить в кино. И пока существует «азыхское мышление, типа племенной союз», права женщин на жизнь в закавказском Азербайджане будут нарушаться.
Кажется очевидным, что азербайджанское общество крайне нуждается в Мамедкулизаде и Джаваншир своего времени.