Найти тему
Cibirlan

Эмоциональный интеллект как работающий инструмент

Эмоциональный интеллект подобен приведению: все про него слышали, но мало кто видел

Что это, с «чем его едят», как развить и зачем он мне в IT? Про все это ниже

Термин появился 60-х годах 20 века в работах Майкла Белдока. Но сама идея плотно засела в головах людей примерно в 90-х годах 20 в., после выхода научно-популярной книги «Эмоциональный интеллект: почему он значит больше, чем IQ», автора Дэниела Гоулмана.

Эмоциональный интеллект – это способность работать с эмоциями и проявлять эмпатию.

Особенность заключается в том, что человек очень правильно и чутко способен ощущать ситуацию, понимать желания окружающих, быть устойчивым к стрессу и влиянию негативных эмоций.

4 составляющих ЭИ:

  1. Самосознание: знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь.
  2. Понимание эмоций других людей: общая эмпатия (не путать с симпатией) и комфортное самоощущение в большой группе людей. Независимо от того экстраверт вы или интроверт.
  3. Управление взаимоотношениями: умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты.
  4. Управление своими эмоциями: умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Можно сказать, что теперь это один из компонентов построения системы личной эффективности.

А чем же IQ отличается от ЭИ?

Главное отличие, что ЭИ можно развить. И это очень хорошая новость. Так как психологи и исследователи сошлись в том, что 80% успеха зависит именно от него. А это значит, что практически каждый может добиться карьерных высот, стать лидером, хорошим организатором и собрать вокруг себя единомышленников только путем работы над собой.

Тренинговая компания Talent Smart уже несколько десятилетий проводит исследования эмоционального интеллекта. По последним ее данным именно ЭИ на 58% определяет возможность карьерного развития в любой сфере, высокий ЭИ присущ 90% топ-менеджеров мировых организаций и люди с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают в среднем на 29 тыс. долл. в год больше, чем их коллеги с низким ЭИ.

По состоянию на сегодняшний день, ИТ совершили огромный рывок от сферы умельцев-одиночек к бизнесу с отлаженными процессами и регламентами. Сегодня в мире новых информационных технологий важно быть не только профессионалом-технарем, но и развивать свои компетенции в сфере маркетинга, психологии, быть ориентированным на клиента, уметь работать в команде.

Наш интеллект говорит о наших потенциальных возможностях, а эмоциональный интеллект говорит о том, как мы это будем делать на самом деле (с)

Я думаю, мы все сталкивались с такой ситуацией: вроде, как специалист - профессионал, а как человек – редиска. И тут встает дилемма: брать или не брать такого специалиста на работу? И какую систему выработать, если таким оказался клиент?

Когда мы говорим про ИТ, то в основном на ум приходит проектная деятельность. Проект – всегда уникален. Чаще всего в проекте работа происходит на грани «добра и зла»: никогда не знаем, чем закончится. Иногда нужны какие-то уникальные, новые знания, или мы сами экспериментируем, бывают и ограниченные сроки/бюджеты. Это дополнительный стресс. Все испытывают целую гамму эмоций.

Что происходит в проектной деятельности плюс к этому?

Разный язык с бизнес-заказчиками. Мы говорим на разных языках не потому, что мы чего-то не знаем. Просто у нас терминология разная, эмоции разные, мы относимся к этому по-разному.

Удаленность команды подрядчиков. Из-за этого мы не чувствуем людей, а порой не знаем, как он выглядит в реалии. Они же сидят где-то далеко, и нам сложно наладить контакт. Мы написали что-то в телеграмме или пообщались, но у нас нет никакой эмоциональной связи. Как мы можем им управлять, как мы можем влиять на его решения?

Зачем мы все это рассказываем?

Как минимум, чтобы показать что мы все живые люди.

А давайте теперь рассмотрим несколько моментов:

Наступает какой-то критический момент в непонимании заказчика. Вы же не можете прийти к нему и сказать ему: «Слушай, я очень зол. Давай сядем, успокоимся, выпьем по чуть-чуть, и все будет хорошо, сейчас во всем спокойно разберемся». Так не бывает. Потому что заказчик вам платит деньги, а вы отвечаете перед бизнесом своей головой.

Нужно прогнозировать эмоциональный срыв команды. Потому что если выгорание произойдет у всей команды, то можно покупать 2 гвоздики на ваш проект.

Любимая часть работы в команде выстраивание отношения со «звездами» – с конфликтными людьми. Если вы понимаете, что такое конфликт, если вы можете считывать, когда человек раздражен и зол, у вас все карты на руках.

К чему мы все это? Эмоции – это та информация, которая позволяет нам принимать эффективные управленческие решения.

Советы для развития ЭИ:

  1. Не бойтесь эмоционально оценивать события, обращайте внимания на свои чувства и анализируйте их. Помимо логических выводов, прислушивайтесь к своим ощущениям. Таким образом, вы сможете лучше понять переживания собеседника, его реакции и мотивы поведения.
  2. Наблюдайте за эмоциями и действиями – своими и окружающих. Это поможет контролировать себя и правильно выходить из сложных ситуаций, прогнозировать поведение других людей.
  3. Развивайте эмпатию – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Осознанное понимание мотивов поведения собеседника позволяет правильно выстроить общение с ним. Для этого попробуйте не скрывать радость, а делиться с ней, позвольте себе стать более открытым и доброжелательным в общении – все это улучшает диалог с руководителями и подчиненным, а также с друзьями, близкими и знакомыми.

Развитый эмоциональный интеллект может помочь рационально подходить к решению повседневных задач, противостоять стрессу и управлять собственными эмоциями. Сам по себе эмоциональный интеллект не появится. Помочь здесь могут образование и саморазвитие. Эмоциональный интеллект отзывчив к тренировкам. Он будет развиваться вместе с вами всю жизнь.