Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок
А.С.Пушкин
Часть 7. Россия после Наполеона. Золотой век.
Было это в стародавние времена, а может и не было, или было, но не совсем так, как люди рассказывают, точно никто не знает. Но народная молва идет, а народ зря говорить не будет. Вторжение Наполеона просто так для Руси не прошло, след остался довольно глубокий. Военные вернулись домой из дальних походов. Восемь месяцев веселых Парижских гулянок, праздность и блеск светской жизни, повышенное внимание и доступность Парижских девиц зря не прошли. Просадив трехлетнее жалование в европейских кабаках, публичных домах и театрах, многие задумались о том, что дома тоже нужны преобразования, ну чтобы жизнь скучной не казалась. Ребята точно спутали туризм с эмиграцией, решили, что пахать землю и «лаптем щи хлебать» совсем недостаточно для счастья народа, нужно научиться «тусить», как в европах.
Но кроме непотребщины и развлекухи на патриотических послевоенных настроениях начался бурный подъем в настоящей русской культуре, в это время Россия дала миру много великих имен, литераторов, музыкантов и живописцев. Центром «Золотого века» по праву считается творчество А.С. Пушкина.
В это же время зародилось движение декабристов. Интеллигенция окончательно разделилась на два лагеря – западники и славянофилы. Западники считали, что Россия должна полностью копировать запад, даже в том, что в российском обществе считалось аморальным, «ну, а чо-такова» - им можно, а нам нельзя, нее «Я, Вань, такую же хочу» как пел В. Высоцкий, а славянофилы, наоборот, считали, что у России свой, особый путь развития, с опорой на русские традиции.
Император Российский Александр 1 затеял провести реформы в России, он решил сварганить конституцию и дать волю крестьянам. Александр 1 считал, что государство Российское должно быть федеративным, и видимо, от щедрости душевной, подарил конституцию и автономию Финляндии и Польше. Похоже, за это, поляки до сих пор на нас злятся, а финны решили вступить в НАТО. По указу Александра 1 была установлена единая система образования и у детей разных сословий появилась возможность учится, это дало толчок для развития науки и изобретательства, хотя дворянство было сильно недовольно таким раскладом. Ведь нужно было грызть гранит науки в школах вместе с простолюдинами.
В этот период было сделано множество открытий мирового значения: отличились Д.М. Менделеев в области химии, Н.И. Лобачевский в математике, физик Б.С. Якобы изобрел электродвигатель, П.И. Шиллинг электротелеграф, Э.Х. Ленц установил направление индукционного тока. В медицине благодаря открытиям Н.И. Пирогова и Н.Ф. Склифосовского начали применять наркоз. А путешественники Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев совершили множество географических открытий. И хотя многие из этих людей имели далеко не русское происхождение и носили не русские фамилии, все они называли себя русскими и гордились этим.
Александр1 начал реформировать и русскую армию, создавал военные поселения в основном в Малороссии, в Николаевской, Херсонской и Полтавской губерниях. Поселения вместо крестьян заселялись военными, они должны были постоянно проживать в поселении, обрабатывать дарованную им землю, кормить сами себя и одновременно служить в армии. Хитрец был Александр, одним выстрелом убивал несколько зайцев, вроде крестьянам дал свободу и армию теперь кормить не надо - ребята обеспечивайте себя сами, удочку я вам купил.
То есть создавалось военное сословие, самовосполняемая армия, зачем забривать рекрутов в помещичьих имениях, когда военные могут нарожать новых солдат сами. В народе эту реформу назвали «Аракчеевщина» по фамилии главного инициатора и исполнителя генерала от артиллерии графа А. Аракчеева. В результате этой реформы крестьяне, попавшие в военные поселения, получали от государства «вольную», становились свободными от помещиков, но должны были исполнять воинскую повинность. Эти реформы в стране шли тяжело. С одной стороны крестьянам не нравилось, что нужно менять привычный уклад жизни, нужно распрощаться с батюшкой помещиком, а он же «отец родной» и защитник. А кто же тогда будет заботиться о работяге, ежели что? кто его защитит? кому пожаловаться? – «непорядок-с». А для героев войны это вообще «трешь» - как так, после парижских гулянок и землю пахать? – нее, так не пойдёт. И давай бунтовать, особенно гвардия, больше всех бунтовал Семеновский полк.
Александр 1 до самой смерти занимался реформами в Русском государстве, но так и не успел все довести до завершения.
После смерти Александра 1 участники нескольких тайных обществ, таких как «Союз спасения», «Орден русских рыцарей», «Союз благоденствия», «Южное общество», «Северное общество» и «Политический союз», созданных после Наполеоновского нашествия, организовали восстание на сенатской площади.
Выступали они против самодержавия и крепостного права. Это были представители русской знати и дворянства, начитавшись западных утопистов вольнодумцев Вольтера, Руссо, Монтескье и Вейсса решили, что стране нужна революция прямо здесь и сейчас, а тысячи лет ждать эволюционных перемен это удел слабых духом. Ведь главное свергнуть тирана, а потом…? А что потом, потом и подумаем. Их мысли и взгляды часто были противоречивы, с одной стороны они выступали против религии, по принципу что это «опиум для народа», но если это касалось собственных дворовых, или жены, то нее, ни в коем случае – они должны быть набожны, послушны и скромны. Выступали за равноправие и базовые права человека, но при этом считали, что общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто ничего не имея «обязан на них работать» или их «забавлять», и поэтому им незачем давать образование, таких учить - только портить. Строго придерживались основного принципа традиционного либерализма о свободе личности – свободой пользоваться может только тот, у кого есть собственность и её достаточно, чтоб обеспечить личную свободу. А всем остальным зачем? Ну, зачем им свобода, образование и т.д.? От них только вред, еще удумают чего непотребное. Как писал Вольтер в своих письмах: «если народ начнет рассуждать, все погибло». Кстати, сегодня, как мне кажется, многие либеральные политики придерживаются такого же мнения. Исходя из этих подходов, видимо и строятся определенные образовательные программы, и формируется информационный поток и развлекательный контент для широкого потребления.
В последние годы в западном обществе пытаются скрестить «ужа с ежом» - либерализм с демократией, а в результате рождается страшный мутант – тоталитаризм, да такой, о котором не мечтали даже самые жестокие тираны. Интересное такое общество получается - толерантное ко всему, что только может придумать извращенный похотью человеческий мозг, но категорически не приемлет иного мнения, отличного от общепринятого модного тренда, «распнут на кресте» или «сожгут на костре» любого кто посмеет, публично не согласиться, с каким-нибудь извращением.
Это было «лирическое» отступление, поехали дальше.
Как выяснилось позже, среди членов этих тайных обществ скрывался широко разветвленный заговор с планами совершить государственный переворот, также была выявлена связь с тайными обществами Польши. Как говорится, сколько волка ни корми – он все в лес смотрит, мало было Польше автономии и конституции дарованной Александром, мечты о великой Польше, управляющей всем славянским миром, никак не отступали, русский мир их совсем не устраивал.
После Александра, на престол должен был венчаться его брат Константин, но он влюбился в девушку не царских кровей и решил, что любовь важнее трона и отрекся от престола еще при жизни Александра и Александр завещал престол брату Николаю. Но завещание было тайным, оно не было обнародовано. Вот этим и хотели воспользоваться заговорщики, они начали в войсках агитационную работу о том, что Николай не по праву занял царский престол, типа того что с Константином не все в порядке, Николай жестокий тиран, он что-то с ним сделал и т.д. Они планировали вывести на Сенатскую площадь войска и не допустить присяги Николая Сенату. Хотели силой заставить Сенат издать «Манифест к русскому народу», в нем объявить об «уничтожении бывшего правления» и учредить временное революционное правительство. В общем, все по известной методичке, решили помайданить, только печеньки раздать не успели. По их планам, один отряд под руководством А.И. Якубовича должен был захватить зимний дворец и арестовать царскую семью, второй отряд под командованием А.М. Булатова должен был занять Петропавловскую крепость. В день выступления планировалось убить Николая 1. Но П.Г. Каховский, которому Рылеев это поручил в последний момент отказался, толи струсил, толи посчитал это неправильным ну, в общем, стрелять в царя отказался. Военным предводителем восстания назначен был князь С.П. Трубецкой, но к назначенному времени на площадь он не прибыл, а спрятался в доме своего зятя, австрийского посла неподалеку от площади, видимо тоже продуманный был парень, хоть и князь. Это и спутало планы мятежников, они слишком долго собирались и проиграли время. У «Медного всадника» собралось около трех тысяч человек, а что дальше делать никто не знает, начальника нет командовать некому, не было тогда еще не Telegram не WhatsApp, так и стояли на площади пока их не окружили войска. Сенат и Синод к тому времени уже успели принести присягу. Плана «Б» у них не было и им ничего не оставалось, как только стоять в каре около «Медного всадника». Николай к тому времени выставил против них все гвардейские войска с артиллерией, и окружил их со всех сторон, оставив выход только на Галерную улицу. Начали с увещеваний, перед бунтовщиками с речами выступали и патриархи, и боевые генералы, но речи не подействовали. Напротив, во время выступления, Каховский убил генерал-губернатора Санкт-Петербурга граф Милорадовича и смертельно ранил стоявшего рядом с ним полковника Стюрлера, видимо парень решил реабилитироваться перед своими дружками, доказать что не трус. Этот выстрел стал спусковым крючком и на бунтовщиков пустили конницу, но они отбились. И уже в конце дня, когда начало темнеть пустили в ход артиллерию и рассеяли бунтовщиков картечью. Говорят, что в этот день на Сенатской площади убили около 80 человек и ранили 60 человек. В тот же день начались аресты. 316 человек было арестовано, 289 признаны виновными, 5 человек были приговорены к смертной казни четвертованием, 31 человек к отсечению головы, остальные к различным срокам каторги, ссылке или разжалованию в рядовые.
Руководителем расследования был назначен М.М. Сперанский, самый главный в то время либерал и реформатор российского государства, не смотря на либеральные взгляды, или благодаря им, во время расследования отличился особой жестокостью, комиссия под его руководством приговорила к казни столько людей, что Николаю пришлось быть милостивым.
Вот так кроваво закончилось это выступление мятежников. Но это событие оставило глубокий след в жизни России, начиная с Николая 1 каждый последующий император Российский старался различными реформами облегчить жизнь народа в России. Но активизировались и различные революционно настроенные личности, которые помышляли путем террора или народного бунта ликвидировать самодержавие в России. Их не устраивали слишком медленные, постепенные, цивилизационные преобразования, они считали, что царская власть лукавит и просто заигрывает с народом и таким образом просто хочет сохранить свою власть. Цивилизационный путь преобразований в государстве им казался слишком трудным и сложным, хотелось перемен сразу и сейчас, и желательно без больших усилий. Под эту философию как раз подходил террор, ликвидация личностей, олицетворяющих власть и последующий переворот с установлением новых правил. А как народ? Ну что народ, народ потерпит, подумаешь, во время беспорядков поднимутся различные темные личности, пограбят немножко, кой кого порежут, ведь ради светлого будущего ничего не жалко. А впоследствии народу объяснят, что все это делалось для его блага, прогрессивно настроенная публика всегда старается ради народа, хотя на самом деле, конечно же, ради собственных амбиций, но народу об этом знать необязательно.
В результате стали организовываться среди дворян и разночинцев различные тайные кружки по интересам, в которых всевозможная публика за закрытыми шторами обсуждала будущее устройство государства Российского. Обозначилось деление российского общества на публику и народ, по этому поводу русский философ и мыслитель Константин Сергеевич Аксаков написал:
«Было время, когда у нас не было публики... Возможно ли это? - скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни, языка и одежды и составила публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет нашу постоянную связь с Западом: выписывает оттуда всякие, и материальные и духовные наряды, преклоняется пред ним как перед учителем, занимает у него мысли и чувства, платя за это огромною ценою: временем, связью с народом и самою истиною мысли. Публика является над народом как будто его привилегированное выражение; в самом же деле публика есть искажение идеи народа. Разница между публикою и народом у нас очевидна (мы говорим вообще, исключения сюда не йдут).
Публика подражает и не имеет самостоятельности: все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что примет чужое, то сделает это своим, усвоит. У публики свое обращается в чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал, народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие публики в Москве - Кузнецкий мост. Средоточие народа - Кремль.
Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ - по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские моды. У народа - свои русские обычаи. Публика (большею частью, по крайней мере) ест скоромное; народ ест доступное. Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большею частью ногами по паркету); народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ; народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща; народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У публики - свет (monde, балы и пр.); у народа - міръ (сходка). Публика и народ имеют эпитеты: публика у нас - почтеннейшая, народ - православный.
По-моему, эти мысли К.С. Аксакова вполне находят отражение и в нашем сегодняшнем времени, а деление на публику и народ с каждым годом все более и более обнажается. Видимо дядька он был мудрый – зрил в корень, как рекомендовал Козьма Прутков.
Да, декабристы наделали много шума в нашем обществе, как говорят в народе: «декабристы разбудили Герцена, он вскочил, ударился головой об «Колокол» и пролетела «Искра» - из этой «Искры» и разгорелось пламя». Пламя страшной революции, которое усердно раздули всевозможных мастей революционеры мечтатели, анархисты, эсеры, социал-демократы и многие другие, а власть досталась диктаторам большевикам, но это уже другая сказка.
Продолжение следует...
Ссылки:
Часть 1 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/62483c1a3b339f26d5cd96ce
Часть 2 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/6248632dfc7c256a7d0525cf
Часть 3 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/62498d8e2bcf913ddf046bbc
Часть 4 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/624bdffeef19bb472fc653e9
Часть 5 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/626382a69e30434086320d1a
Часть 6 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/6263a72dfa806e4fe23f4943