Найти тему
Немногое о многом

Ранние формы религии

Религия - это уверенность (не требующая доказательств) в существовании потустороннего невидимого мира, влияющего на мир вещественный и связанный с этим свод правил поведения, комплекс обрядов, нужных для взаимодействия с невидимым миром.

Чем "ранние" формы отличаются от "поздних"?

Этот вопрос является частью целой темы в религиоведении, касающейся классификации религий. Отразить все идеи, предложенные учеными религиоведами и этнографами за последние 200 лет, не входит в планы этой статьи.

Под ранними формами религии главным образом понимают прежде всего магию, тотемизм, анимизм, фетишизм и шаманизм. Эти ранние формы называют (не совсем удачно) еще первобытными, либо примитивными, целенаправленно указывая на время их возникновения и период повсеместного доминирования.

Ранние формы религии относятся к древнему периоду истории человечества, называемому первобытным строем. Сам же феномен религиозного мышления относительно общей истории человека как вида, простирающейся на миллионы лет – очень даже молод. Период религиозности в истории человечества занимает очень скромное, по временным рамкам, незначительное место.

Мы не знаем ни одного надежного свидетельства того или иного проявления религии ранее чем 50-40 тыс. лет до н.э., тогда как после этого условного рубежа, религиозное сознание являет себя во всей красе на наскальной живописи и в самых разнообразных остатках материальной культуры: статуэтках божеств, зверей, остатках примитивных музыкальных инструментов, погребальном культе и т.д. Ранние формы религии возникли, и существовали в тех или иных видах десятки тысяч лет, пока людские сообщества находились на стадии дикости и варварства, однако после появления первых цивилизаций, они отошли на второй план, а на первый пришла собственно религия в той ее форме которая известна нам сейчас - идеологического инструмента (подробней об этом в конце статьи).

Ранние формы религии

Магия

В основе магии (от др.-греч. μᾰγείᾱ - колдовство, чародейство) лежит вера в способность человека воздействовать на людей, животных, предметы и явления объективного мира посредством особого ритуала. В процессе оного ритуала человек обращается к особым «надмирным» силам и призывает их, или даже заставляет, оказать ему некоторого рода содействие. Хотя может показаться, что магия – это прежде всего управление чем-то «надмирным» (божеством, например, или духом), направлен ритуал именно на изменение реального, объективного мира.

Малиновский – известный английский этнограф, изучавший жизнь туземцев Тробрианских островов сделал вывод, что «сфера магии – это деятельность повышенного риска. Магия приходит на помощь человеку, когда он не уверен в своих силах, когда над ним господствует случайность и неопределенность».

Классифицировать те или иные проявления мании можно следующим образом:

По методам воздействия:

1. Контактная – осуществляется через непосредственный контакт носителя магической силы с объектом, на который направлено действие.

2. Инициальная – объект магической деятельности (жертва) недосягаем для субъекта (колдун).

3. Парциальная – это когда объект также недосягаем, но есть некий принадлежащий ему предмет, либо часть тела (остриженные волосы или ногти, остатки пищи).

4. Имитативная – объект недосягаем, но есть некое подобие ему, скажем кукла Вуду.

По природе воздействия: вредоносная (наложить порчу на врага), военная (получить преимущество в битве), промысловая (обеспечить удачную охоту), лечебная, любовная (приворожить кого-либо) т.д.

Фетишизм

-2

Фетишизм (от португ. Feitiço – магическая вещь) основывается на вере в существование у отдельных предметов, не важно естественных ли или созданных человеком, сверхъестественных свойств, таких как защита от болезней, несчастий, помощи в делах, в личной жизни и т.д. Люди верили (да и сейчас верят), что эти фетиши приносят удачу.

Распространенными фетишами являются – амулеты, обереги, талисманы. Они обладают защитными свойствам, охраняющими их владельца от неприятностей, приносят счастье и удачу.

Тотемизм

-3

Тотемизм (от языка американских индейцев племени оджибве «ототеман» - «род его») представляет собой веру в сверхъестественную связь между некой группой людей (родом, племенем) и каким-то животным, реже, растением, это животное или растение и зовется тотемом.

Каждый род или племя имели свои тотемы, выбор возможно зависел от того какой хозяйственной деятельностью занималась та или иная группа людей, от какого животного или растения в большей степени зависела их жизнь.

Тотемизм порождает такой явление религиозной жизни как табу – запрет на то или иное. Тотемизм может регламентировать употребление в пищу тотемного животного или растения, скажем в определенные дни года или при определенных обстоятельствах, либо вообще наложить запрет на поедание тотема.

Анимизм

-4

Анимизм (от лат. Anima – душа, animus – дух) предполагает веру в существование души, духов и более широко – одушевление всей природы. Первобытные люди считали что душа порой может покидать тело (во время обморока, сна или смерти), а природные объекты, леса, скалы, горы, озера, природные явления вроде грозы или дождя – имеют в себе некие духовные сущности.

Есть мнение что анимизм развился на основе культа предков.

Шаманизм

-5

Проще сначала определить кто такой шаман (от эвенкийского šаmаn). Процитирую антрополога Ауке Хулткранца: «шамана мы можем определить, как общественного деятеля, который с помощью духов-покровителей достигает измененного состояния, чтобы создать хорошие отношения со сверхъестественным миром ради членов своей группы».

Шаманизм предполагает, что мир и вселенная имеют в себе несколько уровней, наполненных многочисленными духами и божествами разной степени стервозности. Они находятся повсюду и влияют на все вещи и явления видимого мира, в том числе и на человека.

Шаман является посредником между миром сверхъестественным и реальным, обладает недоступными другим знаниями и опытом. Свой необычный дар он получает от духов, хотя бывает, что шаманство передается по наследству. Прежде чем у шамана откроется этот «дар» он проходит через особое мучительное состояние («шаманская болезнь»). В течении болезни шаман странствует по различным мирам, постигает их природу, приобретает себе покровителей.

Измененное сознание достигается им в процессе камлания, при котором он впадает в транс. Для этого могут использоваться специальные галлюциногены – травы, грибы, однако самые матерые шаманы, как говорят, могут обойтись и без них. У него есть специальный бубен, костюм, разного рода украшения и инструменты необходимые ему в его астральных путешествиях. Итак, шаман бьет в бубен, затем кружась в безумном танце выкрикивает всякую белиберду символизирующую его разговор с духами.

В транс шаман впадает для разных целей. Достигая состояния измененного сознания, он может получить важную информацию, может выступать как прорицатель или целитель, например, отправится в мир духов чтобы вернуть душу больного (предполагалось, что заболел он именно потому что душу у него украли). Шаман может быть детективом ищущим краденое, или судьёй указывающим на виновных в различных преступлениях; он может спросить совета у духов при принятии важного для общины решения.

-6

Религия как средство для оправдания клептократии

Современные религиозные системы, такие как христианство, ислам или буддизм отличаются от ранних форм религиозных верований тем, что принадлежат к совсем другой эпохе развития человеческого общества, другому экономическому типу хозяйствования, а именно – эпохе возникновения государства.

Однако, как известно, во времена первобытно-общинного строя никакого государства не было. Религиозные верования были, их формы я перечислил выше, однако вера в сверхъестественное в общине или племени охотников-собирателей имела одно ключевое отличие от религии оседлых аграрных обществ (в которых впервые появляется имущественное неравенство) – она не служила средством оправдания неравного перераспределения материальных благ, классового неравенства, не была идеологическим орудием классового гнета.

В развитых обществах, занимающихся производством продовольствия, автоматически протекают процессы социального расслоения, тогда из общей массы начинают выделяться люди, обладающие большим объемом материальных ценностей. Почему это происходит?

Общества охотников-собирателей были небольшими по объему, вероятно числом не превышали нескольких сотен человек, объясняется это тем, что большие людские коллективы физически не могли сформироваться на основе присваивающего хозяйства, когда же человечество начинает впервые активно организовывать производство: засеивать поля и разводить скот, возникает возможность для централизации людских масс. С ростом производственных сил общества, с усовершенствованием орудий труда, методик обработки земли, строительством зернохранилищ появляются так называемые излишки продовольствия, которые метафорически выражаясь, оседают в карманах определенных людей, что порождает экономическое неравенство и приводит к образованию зажиточного класса.

Только когда вера в сверхъестественное стала средством для оправдания клептократии - она трансформировалась в то, что мы называем религией.

Жрец и шаман

-7

Яркими представителями класса властьимущих в аграрных обществах с экономическим неравенством были жрецы.

Вспомним вышеупомянутых шаманов: в условиях первобытно-общинного строя они не выделялись в какую-то обособленную касту, их особая деятельность не обеспечивала их средствами к существованию, они были такими же охотниками-собирателями как и остальные члены племени, однако шаманы помимо прочего были на короткой ноге с духами природы и прочими божествами. Жрец же в отличии от шамана имел одну, четко очерченную роль - служителя культа. Такое почетное место обеспечивалось ему именно за счет производства прибавочного продукта, то есть, за счет труда остальных людей, а конкретно - излишков этого труда.

Однако жрец в силу своего особого статуса, первое время, совмещал в себе функции правителя, и помимо монополии на божественное слово, обладал еще и фактической властью, правом распоряжаться другими людьми. Жрецы делали акцент на своей божественной сущности, связи с небесным покровителем, они обращались к божеству посредством ритуала, во время которого произносились необходимые заклинания, например, для призыва дождя, хорошего урожая или улова.

Таким образом, центральная власть с самого своего зарождения опиралась на религию, этим и объясняются такие большие расходы на строительство храмов и других общественных сооружений в первых городских обществах.

Иисус. Был ли он на самом деле?
Немногое о многом25 мая 2022

Литература:

1. С. А. Токарев "Ранние формы религии";

2. Екатерина С. Элбакян "История религий";

3. Джаред Даймонд «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ».