В мае появилась статья «Децентрализованное общество: в поиске души Web3» исследователя Microsoft Research Глена Вейла, советницы по стратегии FlashBots Пуджи Олхавер и сооснователя Ethereum Foundation Виталика Бутерина.
«Web3 ошеломил мир, менее чем за десять лет создав параллельную финансовую систему с беспрецедентной гибкостью и креативностью. Но сейчас его участники слишком зациклены на передаче финансовых активов. Например, большинство NFT-художников в решающей степени зависят от централизованных платформ вроде OpenSea или Twitter. Многие участники Web3 полагаются на кошельки, управляемые крупными биржами вроде Coinbase или Binance — а они работают с клиентами почти по тем же правилам, что традиционные финансовые институты. Вдобавок существующая экосистема «децентрализованных финансов» (DeFi) плохо сочетается с реальной экономикой и не способна обеспечить даже такие простые запросы, как кредитование или аренда квартиры.
В целом в Web3 не хватает души — и это не фигура речи. Именно «душа» — точнее, множество «душ», соединенных бесчисленным количеством связей, должно стать даже не основой, а самой сутью придумываемого и создаваемого Web3. Который может стать фундаментом еще более сложной структуры под названием «децентрализованное общество» (Decentralized Society — DeSoc)».
Для объяснения своей концепции спикеры вводят понятие «соулбаунды» (soulbonds) или «связанные душой». Это всего лишь один из видов пресловутых NFT, единственное отличие — они не предназначены для продажи. «Соулбаунды» — термин из любимой игры Виталика Буренина World of Warcraft. В ней так называют уникальные персональные предметы, которые нельзя передать другим игрокам или продать на аукционе, а можно только использовать в игре. В WoW «соулбаунды» обычно выдаются после победы над очень сильным противником, а для этого игрокам, как правило, приходится объединять усилия — на этом Бутерин и делает акцент.
Концепция DeSoc несет в себе не только возможности, но и опасности: такие системы могут быть использованы как для развития связей и сотрудничества, так и для дискриминации социальных групп, выдачи хищнических кредитов, а также кибер- или физических атак. Другая ключевая проблема — конфиденциальность. Общедоступность soulbonds делают их слишком уязвимыми для стороннего контроля.