Если что, то я не замужем. Просто первый раз за мои 8 лет во Франции меня пригласили на свадьбу. Я, конечно же, заранее пыталась выяснить, что и как будет происходить (выкуп невесты, тамада…). Но мне было сказано: “сначала Мэрия, потом коктейль и ужин”. Вот так. И не понятно, к чему готовиться.
В Мэрию надо было приехать к трем часам дня. Жара стояла страшная, мы все скопились под тенью огромной липы. Выдержав час на жаре, мы зашли внутрь Мэрии. Здание помпезное в стиле Наполеона III с массивным деревом и расписными потолками. А дальше началось бракосочетание по-французски.
В зале не играл классический вальс Мендельсона. Включили песню Боба Марлей, все гости в зале раскачивались в такт музыке и улыбались. Когда жених и невеста вышли к кафедре, появился он - официальный представитель мэрии - высокий африканец лет сорока с французским триколором через плечо и отчетливым акцентом. Он зачитывал статьи из кодекса, шутил и общался с гостями.
Мэр сразу стал звездой этого мероприятия. Французы - народ светский, толерантный, но при этом очень неоднозначный по отношению к другим религиям и национальностям. С одной стороны, в обществе откровенно видны настроения националистические, очень часто поднимаются вопросы ислама и поведения в обществе арабской части населения. Да и в целом, светской идеологии становится все сложнее противостоять влиянию имамов в местных мечетях. Что уж говорить, на последних выборах Марин ле Пен, лидер партии “Национальный Фронт” набрала невиданные раньше 41% голосов, что говорит о все более и более националистически настроенном французском обществе.
С другой стороны, французы ценят гражданские свободы, и каждый человек, имеющий французский паспорт, для них является французом. Несмотря на происхождение, религию и цвет кожи. Очень сложная для моего восприятия вещь, ведь в моем мире есть гражданство и национальность, которые иногда совпадают, а иногда и нет. Спорить об этом с французами бесполезно: гражданство, те права и свободы, которые дает французский паспорт - первостепенны. Несмотря на различия культурные и различия в происхождения.
Конечно, нельзя сказать, что люди не замечают этнических различий. Но они приучают себя из “не замечать”, чтобы не становиться предвзятыми. И конечно, все обратили внимание на этого Мэра, африканца, который творит французские законы и является свидетелем заключения акта о гражданском состоянии. И после все долго обсуждали это бракосочетание. С радостью и гордостью говорили об отсутствии дискриминации и тех возможностях и свободах, допустимых в их стране, и позволивших французу африканских корней занять столь ответственную должность в государственной системе.
Здесь и правда есть, с чего брать пример. Но это лишь один положительный пример на фоне множества других, окрашенных разными красками. Пример, которым захотелось поделиться.