Педагогическая мысль Л. Н. Толстого в системе педагогики
Л.Н. Толстой развил теорию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в отечественной педагогике. Написал одну из первых учебных книг для народной школы. Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях. Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.
Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Л. Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка.
Понятие свободы Л. Н. Толстого
Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой верили в то, что дети от рождения совершенны и при правильном воспитании, ничем не сковывающем их развитие, способны в будущем изменить мир к лучшему. Однако, что касается понимания термина «свобода», то здесь русский мыслитель ни в коей мере не может отождествляться ни с французским просветителем, ни с другими характерными представителями Запада.
Для Л. Н. Толстого свобода — это, прежде всего, ассоциируемая с духом свобода воли. Поэтому и образование он понимал как «путь к себе», как освобождение и обретение своего внутреннего «я». В то же время, будучи убеждённым, что «я» ребёнка всегда идеально и само знает, что ему нужно для полноценного гармоничного развития, полагался на его свободный выбор и от учителя требовал лишь обеспечения детей всевозможными знаниями, которые их интересуют, вплоть до религиозно-нравственного и философского уровня.
Что касается ничем не ограниченной свободы действий в плане школьной дисциплины, посещения занятий, выполнения заданий и т. п., то она выступала в качестве вспомогательного условия для решения обозначенной выше главной задачи. То есть внешняя свобода не была для Толстого самоцелью, а использовалась лишь как средство, способствующее обретению растущим человеком истинной, внутренней свободы. Именно внутренний, духовный мир определяет индивидуальное глубинное «я» каждого человека, и обретение его и есть путь к истинной свободе. Только в этом случае, по мнению Толстого, люди смогут раскрыть свои врождённые идеальные черты, стать полностью независимыми от любого принуждения, а значит, способными правильно самоопределяться даже при сильном давлении со стороны или эгоистическом желании изнутри, и через собственное самосовершенствование изменить к лучшему окружающую их действительность.
Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого
Нравственно-религиозное учение строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Л.Н.Толстой предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
Условия нравственного воспитания:
- развитие наблюдательности;
- развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать;
- свобода детской активности и детского творчества;
- уважение ребёнка как личности;
- протест против угнетения детей;
- уважение к детским недостаткам;
- приобщение ребёнка к «религиозному началу».
Несмотря на то, что Л. Н. Толстого традиционно называют основоположником теории и практики «свободного воспитания», сам он в те годы признавал свободным лишь образование, которое понимал несколько шире, чем просто обучение, так как видел в нём средство для вхождения растущего человека в жизнь через самораскрытие и самоформирование собственного внутреннего мира, проверки его на истинность и осознание необходимости братского и любовного единения с другими людьми. Отрицая воспитание как инструмент насилия над личностью, Толстой не признавал, в том числе, и практикуемые Ж.-Ж. Руссо косвенные педагогические воздействия в виде создания тех или иных заранее продуманных ситуаций. Толстой, полностью доверяя детям, позволял им не только заниматься собственным самообразованием, но и воспитывать друг друга.
Педагогический опыт Л. Н. Толстого. Яснополянская школа
В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили его. Вот выдержка из его дневника:
«Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».
«Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии».
«Главная беда современного образования — в насилии над личностью. У каждого человека, у каждого ребенка есть потребность в знаниях — острая, можно сказать, физиологическая.»
В течение своей жизни Л. Н. Толстой несколько раз обращался к активной педагогической деятельности. Самым известным и интересным является период с 1959 по 1962 год, когда он дал теоретическое обоснование принципу свободы и реализовывал его в практике Яснополянской школы, попутно создав и курировав ещё 17 народных школ в Крапивненском уезде Тульской губернии, работавших на той же основе.
Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс.
Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки— внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.
Был разработан график: в 8 утра звонит колокол, созывающий учеников на занятия, в половине девятого начинается первый урок, в полдень — перерыв на отдых и обед, затем — снова занятия, но вечерние, в форме занятных историй и сказок. Набрано 37 учеников, в возрасте от 7 до 15 лет. Присутствовало на занятиях и несколько взрослых крестьян. Разумеется, школа была для всех бесплатной.
Каждый ученик может в любой момент встать и уйти из класса. И ему не должны за это делать замечание или препятствовать.
Особая роль уделялась таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний. Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.
Было привлечено четыре учителя. Сам Лев Николаевич взял на себя математику, физику и историю, которые преподавал в старшей группе. Кроме того, в яснополянской школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, столярное дело и сельскохозяйственный труд.
На занятиях рассаживались, кто как хотел — на лавках, на столах, на подоконнике и просто на полу. Можно было переговариваться, заглядывать в тетрадь к товарищу.
Один из обучавшихся в Яснополянской школе, Василий Морозов рассказывал:
«В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости… Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».
Образование — свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно. Л. Н. Толстой писал:
«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Однако самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, то есть содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.
Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.