Часть 1 Поворотный момент
Часть 2 Кто такие вестготы
Часть 3 Завоевание Испании готами, 456-507 гг.
Часть 4 Расколотое королевство, 507-569 гг.
Часть 5 Леогивильд, 569-586 гг.
Часть 6 Переход в католицизм, 586-590 гг.
Часть 7 Смена династий, 590-642 гг.
Часть 8 Короли и политическая элита, 642 -672 гг.
В отличие от других периодов в истории Королевства вестготов, события, последовавшие за смертью Реккесвинта его городе Гертикос, на Готских полях, к западу от Саламанки, в сентябре 672 года, хорошо описаны и подтверждены. Описание событый появляется во вступительном разделе небольшого исторического труда, написанного Юлианом, епископом Толедо (680–690), известного как История Вамбы (Historia Wambae).
С этим текстом связаны два заявления, осуждающие "вероломное и неверное" поведение Галлии ( по этим именем здесь имеется в виду провинция Нарбоненсе). Эти заявления могли быть написаны раньше, чем Historia Wambae, возможно, сразу после упомянутых в них событий. Хотя обычно считается, что Юлиан написал Historia Wambae, когда он был еще дьяконом, до того, как стал епископом, в некоторых случаях также утверждалось, что он написал ее после того, как был назначен епископом. Как и два более коротких текста, Historia Wambae, вероятно, была написана как типовое эссе с дидактической целью для использования в епископальной школе Толедо.
Однако это могло также послужить укреплению точки зрения, отстаиваемой церковью Толедо, согласно которой монархическая легитимность гарантировалась только в том случае, если новый король получил помазание от рук епископа «королевского города». В этом случае оно имело бы предопределенное идеологическое намерение. Хотя его происхождение и характер указывают на то, что Historia Wambae не следует воспринимать как безоговорочно надежный текст, нет причин сомневаться ни в правдивости упоминаемых в нем фактов, ни в достоверности многих деталей, относящихся к этим фактам.
В соответствии с процедурой, установленной в десятом каноне Восьмого Толедского собора, Вамба был избран в Гертикосе знатными придворными, присутствовавшими при смерти Реккесвинта. Тот факт, что он сам был членом этой группы, подтверждается ссылкой на него как на vir illustris ("сиятельный муж") в завещании епископа Мартина де Думио на 10-м Толедском соборе в 656 г., а также его присутствием у смертного одре своего предшественника. Согласно Юлиану, его легитимность гарантировалась как процедурами его избрания, так и его появлением в Толедо, чтобы получить помазание от рук епископа столицы, которым в то время был Квирик (667–680), бывший епископ Барселоны.
Несмотря на соборные заявления, это соблюдение правил избрания королей не гарантировало Вамбе никакой преемственности. В Нарбоненсе граф Ильдерих Нимский и епископ Гумильдо Магелоннский вместе с аббатом по имени Ранимир подготовили заговор против нового короля. Поскольку Ильдерик никогда не претендовал на королевский трон, этот заговор мог быть не столько попыткой узурпации, сколько заговором с целью отдать франкам эти важные пограничные регионы на крайнем западе Нарбоненсиса.
Подобное, о чем сообщает Грегори Тур, часто происходило между соперничающими франкскими королевствами в конце шестого века, когда местные магнаты передавали свою верность в обмен на лучшие награды и новые возможности. Как и в 653 г., смена нового короля и вспышка региональных восстаний также сопровождались вторжениями басков в верховья долины Эбро, и Вамба лично направил свои усилия против них, отправив при этом одного из участников выборов, своего полководца Флавия Павла, иберо-римлянина по происхождению, для подавления мятежников Нарбоненса. К этому времени эти повстанцы заменили епископа Нимского, остававшегося верным Вамбе, аббатом Ранимиром.
Этот Павел является тем, кто фигурирует как «Павел, граф нотариусов» (исп. Paulo, conde los notarios), который был одним из восемнадцати придворных чиновников, подписавших в 653 г. акты Восьмого Толедского собора, и с тем же титулом появляется один из четырех магнатов, подписавшихся в протоколе Девятого Толедского собора 655 года. Если это так, то он принадлежал к внутреннему кругу двора и, вероятно, находился в этой категории дольше, чем Вамба, имя которого не фигурирует ни в одном списке. Какими бы ни были причины, по которым Вамба казался наиболее подходящим для престола в 672 году, не все претенденты с таким же энтузиазмом отнеслись к этому выбору. Правда в том, что Павел, кажется, был одни из тех, кто не поддерживал сделанный выбор. Вместо того, чтобы сокрушить повстанцев в Ниме, он завербовал их, а также заручился поддержкой других местных властей на северо-востоке. Среди них был могущественный герцог Тарраконенсе Раносинда, который убедил Павла, что он сам может претендовать на трон, что он и сделал. К франкам также было направлено обращение о военной поддержке. Павел получил миропомазание в Барселоне, так как митрополит-епископ Нарбоннский отказался принять его самопровозглашение королем и, видимо, Павлу пришлось облечься в литургическую корону, взятой из гробницы какого-то святого. Павел написал Вамбе письмо, которое появляется в предисловии Historia Wambae, в котором он провозгласил себя должным образом помазанным королем. Он также называл себя королем Востока, а Вамбу - королем Юга.
Это указывает на то, что он не пытался оспорить легитимность Вамбы, а скорее предлагал разделить королевство по пограничным линиям, которые были установлены между территориями Лиувы I и Леовигильда в 569 году. В Толедо это решение было категорически отвергнуто, и незаконные основания притязаний Павла на королевскую власть были важной частью обличительной речи Юлиана против него и его сторонников.
В начале 673 года, предприняв действия против басков, Вамба спустился через Риоху и долину Эбро, чтобы захватить Барселону и Жирону, где он, похоже, не встретил большого сопротивления. Затем он пересек Пиренеи, изгнал Павла из Нарбонны и, наконец, заставил его сдаться после победы в амфитеатре Нима. Здесь мы имеем данные, подтверждающие другие гипотезы, согласно которым античные театры и амфитеатры становились во времена вестготов крепостями, а в некоторых случаях в первые века средневековья даже очень хорошо защищенными укрепленными поселениями. Павел был перевезен в Толедо, где он был подвергнут ритуальному унижению со снятием скальпа на триумфальном параде Вамбы, после чего был отправлен в изгнание или казнен.
Как и в 653 г., правящая элита не хотела видеть перманентной политической и экономической деградации тех из своего числа, кто поддержал Павла в 672 или 673 г., многие из которых упоминаются поименно в Iudicium, или «Суде», одном из шести коротких текстов, которые Юлиан добавил к своей Historia Wambae в качестве приложения. На Тринадцатом Соборе в Толедо, состоявшемся в 683 г., король, сменивший Вамбу, Эрвиг (680–687), конфисковал имущество мятежников 672 и 673 годов, потому они что были заклеймены как предатели.
Как и в 653 году, реституция собственности повстанцев 672 года в соответствии с актами собора 683 года наводит на мысль о том, что против них было применено чрезмерное насилие и что для получения признаний применялось принуждение, что привело к несправедливым приговорам об экспроприации. Примечательно, что эти последовательные закономерности обнаруживаются в политической жизни королевства вестготов постоянно. В любом случае неясно, включала ли реабилитация тех, кто пострадал в ходе оспариваемого престолонаследия, ослабление или поражение тех, кто в то время был главным бенефициаром несчастий первых. Другими словами, были ли проигравшие в 642 и 672 годах снова допущены к богатствам и власти? Безусловно, так обстоит дело с реабилитацией сторонников Павла, о чем можно судить по событиям конца правления Вамбы.
Конец 9 части.