Для одних мораторий на банкротство — это способ выйти из кризисной ситуации и рассчитаться с долгами, не потеряв юрлицо и репутацию. Для других — время опасений: как быть уверенным в контрагенте, когда не стало действенного рычага влияния? Объясняем, как использовать плюсы и минусы моратория, чтобы поправить финансовую стабильность, сохранить доверие контрагентов и взыскать долг, несмотря на временные ограничения.
Что за мораторий
С 1 апреля по 1 октября 2022 года действует мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (Постановление от 28.03.2022 № 497). Мораторий распространяется на юрлиц, ИП и граждан. Вид деятельности не имеет значения. Есть два исключения.
Нововведение не распространяется:
- На должников, которые уже находятся в процессе ликвидации (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.12.2020 № 44).
Опасения, связанные с мораторием на банкротство, вызваны популярным представлением о том, что мораторий дает свободу от долговых обязательств. Якобы, у кредиторов с 1 апреля по 1 октября 2022 года нет самых сильных инструментов воздействия на должников, чем должники и будут пользоваться. На деле, это миф.
Как действовать должнику
Для должников есть два способа с пользой применить условия моратория:
- защита от банкротства, когда заявление подают кредиторы;
- судебная рассрочка, когда компания сама инициирует банкротство, а потом согласует льготные условия выплат кредиторам.
Спасительная отсрочка. С 1 апреля и до конца моратория суды не примут заявления кредиторов о банкротстве компании-должника. Это дает возможность организациям или ИП, которые оказались в трудной ситуации, собрать средства и договориться с кредиторами о расчетах во внесудебном порядке. Так компания выплатит долги (хотя бы частично), спасется от ликвидации, сохранит бренд и связи с контрагентами.
Мораторий распространяется и на исполнительные производства. Причем неважно, когда пристав его открыл и когда сформировался долг: до начала моратория или после. Это значит, что пристав не сможет списать деньги со счета, а кредитор предъявить исполнительный лист в банк.
А еще эта мера защищает от риска, что сразу несколько или все кредиторы одновременно потребуют расчета. Как правило это случается, как только один из кредиторов подает заявление о банкротстве: остальные контрагенты сразу же узнают об этом (например, из данных о компании в Контур.Фокусе), и подают аналогичные заявления, спеша успеть в очередь на выплаты.
Например, в конце 2014 года к авиакомпании «ЮТэйр» подала заявление о банкротстве пермская компания «Авиализинг» на сумму 3,5 млн рублей. Это послужило сигналом для остальных контрагентов перевозчика: в первой половине 2015 года в арбитражные суды были направлены десятки исков к авиакомпании на сумму больше 9 млрд рублей. Часть кредиторов вступили в дело о банкротстве авиаперевозчика. Тогда компании удалось рассчитаться с кредиторами: помогли компании-совладельцы и меры господдержки.
У среднего и малого бизнеса таких возможностей для защиты нет, поэтому серия исков от контрагентов часто означает конец деятельности компании. Мораторий — временная страховка от того, что кредиторы подадут заявление о банкротстве.
Судебная рассрочка. Если владельцы компании не договорились с кредиторами, суд способен помочь найти компромиссное решение, чтобы и кредиторы получили свои средства, и компания смогла их выплатить без ликвидации бизнеса и распродажи имущества.
Это способ выплачивать долги сразу нескольким кредиторам одинаковыми платежами ежемесячно. График и размер выплат устанавливает суд.
Например, если владелец кофейни должен выплатить трем контрагентам 2 млн рублей, суд может объединить эти долги в одну сумму, распределить ее на ежемесячные выплаты в течение года и установить порядок перечисления этих средств кредиторам.
Чтобы суд помог договориться с кредиторами, компании или ИП нужно самой инициировать процедуру банкротства — это возможно во время моратория. После того, как компания погасит долги, суд прекращает процедуру банкротства. А компания не останавливает работу все время рассрочки и после нее.
Как действовать кредитору
То, что суд не примет заявление кредитора о банкротстве компании или ИП, не означает, что перестали действовать другие способы получить долг с контрагента.
Для кредиторов остаются в силе все законные способы убеждения должника, кроме процедуры банкротства: от переговоров и претензионной переписки до исполнительного производства с арестом средств на счетах должника.
Переговоры. Возможно, это один из самых действенных и часто недооцененных способов убедить контрагента расплатиться с долгами. Результат зависит от выбора аргументов, а выбор аргументов — от осведомленности кредитора о деятельности должника.
Например, кредитор может сообщить, что намерен перепродать долг известной компании, деятельность которой регулярно освещает пресса. Тогда возникнет неприятная перспектива публикаций в стиле «Корпорация пытается получить долг в 2 млн рублей от сети магазинов». Это убийственно для репутации должника, равно как и запись о таком иске в «личном деле», которое можно посмотреть в Контур.Фокусе.
Другой действенный аргумент — информационная кампания с помощью контекстной рекламы. Особенно если компания-должник — это дочерняя организация крупного холдинга, или владельцу принадлежат и другие бизнесы. А сведения о долге в контекстной рекламе могут касаться и всего холдинга, и разных бизнесов одного владельца.
На этапе переговоров могут озвучиваться и более жесткие меры, которые готов предпринять кредитор. Например, иск в арбитражный суд о взыскании задолженности по договору с ИП или юрлицом.
Иск о взыскании долга. Мораторий ограниченно действует на иски о взыскании долга. Кредитор вправе обратиться в арбитражный суд. Если суд вынесет положительное для истца решение, должник обязан расплатиться даже во время моратория. Если ответчик не исполнил судебное решение, придется возбуждать исполнительное производство. Но во время моратория банк не примет исполнительный лист у приставов или кредитора и не спишет принудительно деньги со счета.
Однако остается другой действенный рычаг: обеспечительные меры.
Заявитель убеждает суд, что необходимо защитить ту часть средств или имущества должника, которая соответствует сумме долга — чтобы эти средства в итоге арбитражного процесса вернулись к кредитору. Суд может распорядиться арестовать имущество или деньги на счетах должника. Возбуждают исполнительное производство, в дело вступает ФССП, средства замораживают, имущество невозможно продать третьим лицам.
Мера действенная, но и ходатайство истца должно быть железно мотивировано: надо доказать суду, что должник может вывести активы или другими способами скрыть средства и имущество. Помогают убедить суд примеры: если раньше должник уже уходил от выплат различными способами.
Суды удовлетворяют около трети заявлений об обеспечительных мерах. Причем санкции на арест денег на счетах выдаются реже, чем запрет на сделки или определенные действия.
Добиться ареста имущества или денег непросто. Успех зависит от того, как хорошо истец подготовился: например, изучил образ действий оппонента по открытым источникам. Но и сама вероятность успешного решения суда и действий ФССП — весомый аргумент в переговорах.
Мораторий помогает должнику, даже если его средства будут арестованы: в итоговую сумму не войдут проценты за просроченные выплаты в период моратория. Например, сеть пиццерий в марте не смогла расплатиться с дизайнерским бюро за проект и отделку нового торгового зала. Подрядчик получил только аванс в 50 %. Остальные 50 % дизайнеры решили взыскать через суд. Арбитражный суд иск удовлетворил, но должник не выполнил решение. Было возбуждено исполнительное производство и во время моратория банк не принял исполнительный лист. Поэтому пиццерия полностью расплатится с подрядчиком, когда мораторий закончится. И это будет «чистая» сумма долга, без процентов, так как просрочка приходится на период моратория.
Как сохранить связи с контрагентами и установить новые без опасений
Дадим несколько советов, как проверить контрагента и как убедить партнеров в том, что ваша компания или ИП платежеспособны. И расскажем, какие признаки в действиях компаний — повод бить тревогу и принимать меры по защите своих вложений.
Смена адресов и телефонов. Рекомендуем не менять реквизиты компании хотя бы до конца моратория. А если вынуждены сменить адрес (например, из-за позиции арендодателя), сообщите об этом вашим партнерам, чтобы у них не было сомнений в вашей благонадежности. Смена юридического адреса без предупреждений и уведомлений — тревожный признак для контрагентов, можно подумать, что ваша компания готовится к тому, чтобы уйти от обязательств. Если адрес не соответствует действительности, это отражается в едином госреестре юрлиц на сайте ФНС и в сервисе Контур.Фокус. Кроме того, смена адреса означает временную заморозку активности компании и на торговых площадках. Например, маркетплейсы замораживают активность продавцов, пока те не подтвердят новые данные.
Смена руководства компании. Когда у бизнеса изменился владелец, это может означать и то, что он просто устал: например, передал бизнес менеджерам, а сам начал новое дело или занялся дауншифтингом на Байкале. Но это может быть и признаком того, что активы выводятся, а сама компания вскоре прекратит деятельность или вовсе передана подставным лицам.
Неосторожные заявления в соцсетях. Изучайте публикации контрагентов в соцсетях и контекст публичных заявлений. Если индивидуальный предприниматель или владелец юрлица пишет в соцсетях о релокации, это повод для беспокойства контрагентам, что же будет дальше с компанией. Это тоже может быть признаком скорой ликвидации бизнеса. А излишне агрессивная риторика может «потопить» и саму компанию, и связанные с ней организации.
Но есть исключения. Например, владелец выезжает в другую страну, чтобы создать ИП или компанию в другой юрисдикции и так восстановить цепочку поставок. Объясните партнерам, как повлияют ваши действия на бизнес-процессы. Если контрагент вовремя получит письмо, из которого понятны перспективы сотрудничества, у него не будет повода принимать экстренные меры по защите своих средств: отменять сделку, добиваться ареста счетов или взыскивать арендную плату по суду.
Иски контрагентов. Если раньше у компании или ИП не было исков, а сейчас появился хотя бы один — свяжитесь с контрагентом и уточните, с чем он связан. Если иск подан к вам, напишите другим контрагентам, чтобы их успокоить: в сложные времена достаточно одного заявления в суд о взыскании средств, чтобы вызвать лавину аналогичных исков, которые способны навредить бизнесу.
Например, когда компания Adidas объявила об уходе с российского рынка, многие арендодатели обратились в суд, чтобы получить судебные приказы о взыскании арендной платы. Они решили, что компания воспользуется уходом из России, чтобы отказаться от выполнения обязательств. Оказалось, что оснований для исков не было — сработала общая нервозность бизнеса.
Если появляется крупный иск от кредитора, например, от банка — для контрагентов это повод задуматься, как взыскать свои долги на фоне первого иска. А для самой компании, к которой обращен иск, это повод продумать стратегию для расчетов со всеми партнерами. Например, проработать варианты досудебных соглашений или судебной рассрочки.