Найти тему

Заниматься нельзя отдыхать. Советы детского нейропсихолога по организации занятий и отдыха на каникулах

Сегодня обсудим важную тему: «уроки на каникулах». Наш эксперт, Екатерина Каширская, детский нейропсихолог, издатель «Пешком в историю», ответит на вопросы родителей и даст общие рекомендации по организации отдыха и занятий с детьми (6+).

Родителям очень тяжело устоять перед искушением позаниматься с ребёнком в каникулы чем-то полезным, желательно по школьной программе. Тем более, если действительно по какому-то предмету есть трудности. И многие родители надеются подтянуть какие-то предметы и заняться внеклассным чтением, то есть процесс обучения продолжается, хотя и менее интенсивно, даже во время отдыха.

Но, детские психологи рекомендуют не заниматься в каникулы! Говорят и пишут о том, что детям нужен полноценный отдых, что нужна смена циклов «учеба-каникулы», что нельзя загружать ребенка математикой, письмом и другими предметами еще и в каникулы.

Книги, конечно, читать можно и нужно, но ведь есть большая разница между чтением по списку внеклассного чтения из школы и чтением для удовольствия. Не всегда школьные книги интересны детям. Многим родителям жалко детей и хочется, чтобы они отдохнули. Но что делать – ведь по крайней мере, список внеклассного чтения есть у каждого ребенка и заниматься по нему надо.

-2

Что же делать? Откладывать учебники вместе с последним уроком или все-таки пытаться «подтянуть хвосты»? Попробуйте следовать всего нескольким простым советам:

1. Изучить рекомендации и задания педагога, оценить объем работы и составить список, что действительно жизненно необходимо сделать. Например, ребенок много болел и полностью пропустил тему о том, что такое единицы, десятки и сотни, значит придется разобраться в этом.

-3

2. Если вы видите, что задания на каникулы состоят в основном из повторения и закрепления пройденного материала, попытайтесь договориться с учителем и сократить этот список. Вы можете сказать, что так рекомендовал сделать детский психолог, чтобы избежать невроза и тиков у ребенка. Нужно максимально снизить объем того, что придется делать.

-4

3. Все задания, которые все-таки нужно выполнить, лучше разделить на небольшие части и постараться не заниматься каждый день. Вместе составить план занятий.

-5

Если уроков слишком много и не удается сделать так, чтобы заниматься только 2 или 3 раза в неделю, можно, например, посвятить понедельник, среду и пятницу математике, а вторник и четверг – русскому языку. По возможности, отложить уроки в выходные и не делать их вообще! Детям действительно нужен отдых и это не шутка.

-6

4. Обязательно обсудите с ребенком, как ему будет комфортнее – сначала сделать уроки, а потом отдыхать остаток дня или, наоборот, утром играть и веселиться, а после обеда сесть и позаниматься. Ребенку нужен выбор, но выбор ограниченный. Да, уроки должны быть сделаны, но он сам может выбрать, когда и как.

-7

5. По возможности, найти какой-то музей по теме, которую проходит ребенок, спектакль по книге, которую задали прочитать, мастер-класс, лекцию или другие развлечения, чтобы у детей сформировались положительные ассоциации с предметом, например, с математикой или чтением.

Детям всегда нравится, когда после прочтения, например, «Маугли» есть возможность посмотреть одноименный мюзикл. Или после повторения темы про электричество ребенок посетил демонстрацию опытов в музее. Или поиграл в настольную игру, посвященную Древнему Египту. А может быть, поделал задания в книжке с наклейками и головоломками по истории Древнего Рима, которую надо повторить.

Конечно, придется найти этот музей или спектакль, купить игру или книжку. Но стресс от уроков в каникулы будет гораздо меньше.

-8

Конечно, этот подход требует времени, но без такой подготовительной работы сил и нервов на выполнение домашних заданий придется потратить во много раз больше.

-9