Мы часто общаемся с нашими заказчиками и что слышим вопрос о том, как уберечься от неблагонадежных поставщиков. Поговорим сегодня об этом.
Вообще есть 2 подхода к решению проблемы.
Первый основан на предварительной проверке всех поставщиков по ряду критериев. Результатом проверки является допуск к участию в закупках компании. Это называется аккредитацией поставщиков. Поставщики, не прошедшие этот отбор, участвовать в закупках не смогут.
Второй подход — сделать процедуры открытыми для всех, где участвовать может любой поставщик. А самих поставщиков и их предложения проводить через систему отборочных и оценочных критериев.
Давайте разберемся какая система отбора поставщика эффективнее — свободная конкуренция или заблаговременный отбор?
Основной плюс аккредитации – уверенность заказчика в благонадежности отобранных поставщиков, которые участвуют в его закупках. Но минусов больше:
- Дороговизна процесса проверки. Необходимость командировок на место нахождения поставщика предполагает работу целого отдела, учитывая, что у крупного заказчика обычно тысячи поставщиков.
- Длительный срок аккредитации влечет за собой ряд рисков. Всегда есть вероятность того, что дела у поставщика могут пойти не лучшим образом. Кроме того, заказчик лишает себя возможности работы с новыми поставщиками, которые только выходят на рынок
- Сложность. Колоссальный объем документации и бизнес-процессов, которые надо выстроить.
- Риск сговора поставщиков. Часто поставщики знают друг друга «в лицо» и ничего не мешает им сесть за стол переговоров и разделить между собой «роли»
- Благодатная почва для коррупции. Сотрудники, причастные к процессу аккредитации всегда могут сделать так, чтобы тот или иной поставщик попал в пул аккредитованных.
Перейдем к свободной конкуренции. Плюсов здесь значительно больше:
- Только в рамках свободной конкуренции можно получить хороший дисконт
- Возможность выйти на нового перспективного поставщика + поддержка предприятий малого и среднего бизнеса
- Использование системы критериев существенно дешевле в реализации
Недостаток у этой системы тоже есть. Чтобы начать по ней работать, надо разработать систему критериев отбора поставщиков и регулярно ее обновлять. Как это сделать, мы рассказывал вам в этом видео на нашем канале.
Что выбрать – решать вам. Мы, как электронная торговая площадка, всегда выступаем за свободную рыночную конкуренцию. Но в определенных моментах, использование аккредитации тоже является обоснованным, к примеру, при разовой закупке сложного и дорогого оборудования.
#закупки #госзакупки #тендеры #электронные площадки #экономика #финансы и бизнес