557 подписчиков

ПАНУРГ В РОМАНЕ ФРАНСУА РАБЛЕ ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ

223 прочитали
Роман французского писателя Франсуа Рабле, вышедший в 1534 г, повествует в нескольких частях о преужасных деяниях и жизни великанов: Грангузье, его сыне Гаргантюа и внуке Пантагрюэле.

Роман французского писателя Франсуа Рабле, вышедший в 1534 г, повествует в нескольких частях о преужасных деяниях и жизни великанов: Грангузье, его сыне Гаргантюа и внуке Пантагрюэле. Много забавного можно почерпнуть в изложении о способах воспитания Гаргантюа и Пантагрюэля, много можно процитировать остроумных и потешных отрывков, но при перечитывании этой книги больше всего обращает на себя внимание Панург - друг Пантагрюэля.

И если Пантагрюэля, короля всех жаждущих, можно сравнить с Дионисом, то Панурга - с его наставником Силеном.

Панург - пьяница, кутила и развратник, тот самый трикстер, образ которого многократно обыгран в литературных произведениях всех народов.

Панург - молодой человек лет 35, впервые перед Пантагрюэлем он предстает нищим странником в лохмотьях, голодным и усталым. В попытках сообщить Пантагрюэлю о своей жажде, голоде и усталости, он изъясняется на немецком, датском, голландском, баскском, итальянском, испанском, еврейском, латинском и греческом языках, но Пантагрюэль не понимает его. И тогда Панург начинает говорить по-французски.

Имя Панург с греч., pan-urgos, означает делающий или могущий все делать.

То есть, этот персонаж представляется не только как человек вне языковых границ, но и вообще он вне всяких рамок и норм.

Чем же Панург так интересен? Когда Пантагрюэль собрался идти на дискуссию с учёным, которая должна была проходить без слов, Панург, видя, что Пантагрюэль находится в затруднении, вызвался заменить его в качестве его ученика. И дискуссия успешно состоялась.

Панург на ходу выдумывает всяческие шутки и постоянно творит насмешки над людьми.

Особо стоит сказать о том, как Панург распоряжается деньгами.

Он знал множество способов заработать деньги, но тратил их всегда быстрее, чем зарабатывал.

И деньги он вкладывал в следующие предприятия: он делал из старух невест - наряжал их, давал им денег и выдавал их замуж;

он истратился на различные нелепые судебные процессы, причём в суд он подавал то на женщин, носящих высокие воротники без вырезов, то на мулов, пачкающих слюнями судейский двор.

Когда Пантагрюэль пожаловал Панургу имение, чтобы тот ни в чём не нуждался, Панург промотал всё за пару недель, истратив имущество на попойки и развлечения.

"И так хорошо и так разумно вел хозяйство новый владелец замка, что менее чем в две недели он растранжирил постоянный и непостоянный доход от своего именья на три года вперед. Не думайте, что суммы эти он растранжирил на странноприимные дома и школы или на построение храмов и монастырей; так же точно не думайте, что он сорил деньгами зря, — нет, он израсходовал их на бесконечные попойки и веселые пирушки, причем двери его дома были открыты для всех, главным же образом для добрых собутыльников, сударушек и милашек, на каковой предмет вырубались леса, сжигались толстенные деревья только для того, чтобы продать золу, деньги забирались вперед, все покупалось втридорога, спускалось по дешевке, — одним словом, хлеб съедался на корню."

Какая логика движет этим человеком? Какие ценности мы можем увидеть в его действиях и образе жизни?

Панург, как и все трикстеры - воплощение сакрального беспорядка. Подшучивая над людьми, выпутываясь из самых сложных ситуаций и обращаясь с земными богатствами расточительно и нерационально, он напоминает людям о том, что есть иной мир, иные порядки и иные ценности. Он служит откровением вечных вещей, являя их в безумной игре, наказывая своими шутками людей и расточая деньги на абсурдные цели.

Трикстер или обманщик - всеми любимый образ в мифологии и литературе. Это например бог Гермес в греческой мифологии, Лис в сказках, Ходжа Насреддин в мусульманской традиции.

Красота божественного порядка открывается в вещах, безумных для людей, живущих материалистическим мировоззрением. Проделки трикстера ломают стереотипы, разрушают иллюзии и дразнят блеском непреходящих вещей.

Человек во времена Средневековья был ещё не биомеханоидом, а был живым существом, проводником между миром ангелов и миром мёртвых, слитым с душой мира, носящим внутри себя космос, о чём нам и свидетельствует Франсуа Рабле в своём романе.