Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующие! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня, предлагаю посмотреть еще один объект, а именно легкий разведывательный танк TNH nA (neue Ausfuhrung).
И так поехали.
Не будет большой тайной если сказать о том что все время своего существования Чехия и Словакия всегда тяготела к германии. И все это время (своей независимости) нисколько не научили их бороться за нее. Поэтому весь мир пришел в состояние ступора когда в 1938 году чехословацкая армия без единого выстрела сдала свои территории немецкому вермахту.
Немцы, недолго думаю, включила Чехию под названием "Протекторат Богемия и Моравия" в состав рейха. Попутно оставив словакам видимость независимости. В результате этого чешские предприятия стали интенсивно снабжать танковые войска рейха надежной и не дорогой техникой. Одним из них и станет танк на фото.
Задание на него было предложено к исполнению 3-фирмам в июле 1940 года.
1. Чешская "Шкода".
2. Чешская "ВММ".
3. Немецкая фирма "MAN".
Танк планировалось специализировать танк специально для разведки.
Масса танка планировалась в пределах 12-13 тонн. По заданию, закладывалась максимальная скорость порядка 50 км/ч. Бронирование на уровне 2-30 мм. Вооружение орудийное как 20-мм, так и 37-мм по выбору и один пулемет.
Фирма "Шкода" (1) для работы над прототипом избрала свой легкий танк LT vz.35, закодировав его под маркировкой Т-15.
Фирма "MAN" (3) предпочла для своего танка (VK1303) как основу танк Pz.Kpfg. II.
Фирма "ВММ"(2) использовала удачное шасси TNH-S. Танк этой фирмы получил обозначение TNH nA (neue Ausfuhrung). На танк устанавливался двигатель "Прага NR", мощностью 248 л.с. Была применена новая коробка передач Вильсона. Кроме этого переделке подверглись корпус (увеличили размеры), и диаметр опорных катков (с 775 до 810 мм.).
Полностью переработали башню, под установку 37-мм орудия А22 фирмы "Шкода", и пулемет.
Все 3-и проекта представили комиссии в срок оговоренный в задании, конец 1940 года. После изучения документов, все 3-и компании, получили заказ на выпуск по5-ть предсерийных опытных образцов своих танков к лету 1941 года. Между собой образцы отличались видом сборки корпусов (клепка и сварка), и толщиной листов брони корпуса.
График выпуска машин был выдержан всеми фирмами. И первые машины фирм увидели свет в декабре 1941 года, все последующие к концу января 1942 года.
В январе все предсерийные машины поступили на Куммерсдорфский полигон. Где и испытывались в течении марта и апреля . По заключению комиссии самым удачным стал TNH nA. Пройдя 3866 км он не создал больших проблем в обслуживании. Так же хорошо показала себя и его конструкция. Комиссия признала его перспективным но требовавшим доработки проектом.
Т-15 (фирма 1) постоянно наблюдалась проблема с коробкой передач, и двигателем.
Заключительные испытания состоялись 6-8 октября 1942 года. Прототипы должны были пройти 338 км с максимальной скоростью 75 км/ч. Остальные ТТХ машин оказались схоже. Танк же TNH nA кроме того показал более надежную конструкцию и меньшую цену. Все вместе и послужило заключению решения комиссии на принятие танка на вооружение.
Тем не менее фирма "MAN" используя свои связи в управлении вооружений, и подбросив кому надо деньжат, выиграла конкурс. И получила заказ на изготовление 800 серийных танков VK 1303. Которые и пошли в войска как Pz. Kpfg. II "Лухс" (Рысь).
Что же касается самого танка TNH nA, то он использовался фирмой "MAN" для обкатки узлов и агрегатов. В 1943 году на него установили дизельный двигатель воздушного охлаждения "Татра 103", а на другом танке после войны испытали 47-мм и 57-мм орудия фирмы "Шкода". Последний из этих танков (TNH nA) утилизировали в 50-х годах.
Ну и в заключения ТТХ танка .
Масса машины: 11 тонн.
Экипаж: 4 человека.
Габариты: длинна 4630 мм, ширина 2480 мм, высота 2210 мм.
Клиренс: 400 мм.
Колея:2080 мм.
Склон: 30 градусов.
Стена: 0,7 м.
Ров: 1,6 м.
Брод: 0,92 м.
Максимальная скорость: 60 км/ч., грунт 30 км/ч
Двигатель: «Майбах» HL45P, 6-ть цилиндров, карбюраторный, мощностью 200 л.с., 3200 об/мин.
Вооружение: одно орудие 20-мм KwK 38 L/55, один пулемет 7,92-мм MG 34 или 42.
Боекомплект: орудийные снаряды-330, пулемет-2250.
Прицел: бинокулярный телескопический TZF8.
Броня: лоб 30 мм, борт 20 мм, днище 10 мм, крыша 10 мм, башня 20-30 мм.
Радиостанция: FUG5 или FUG12.
Ну вот и все, что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать об еще одном мало известном танке. Стоит добавить что на его основе все же был выпушен танк Sd. Kfz.140/1. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.