Большинство взрослых полагают, что честная похвала полезна для детей. Родители и преподаватели, что может быть безграничной. Бытует мнение, что похвала укрепляет уверенность в себе, вызывает чувство безопасности, стимулирует инициативу, повышает желание учиться, пробуждает добрую волю, улучшает человеческие отношения. Если похвала способствует всему вышеперечисленному, то почему тогда в нашем обществе так много незащищённых детей, школьников, не желающих учиться, не заинтересованных в успехе, бездельшников, бесцельно шатающихся по улицам, и малолетних преступников. Очевидно, что похвала не может решить всех проблем. И зачастую не оправдывает надежд.
Похвала - это не лесть. Лесть всегда бывает неискренней и преследует определённые цели. Похвала - искренняя, положительная оценка человека или его действий. Однако некоторые виды искренней похвалы иногда имеют последствия, противоположные ожидаемым, могут стать причиной дискомфорта, беспокойства, привести к проявлению чувства вины и даже к проступку.
Скажите девушке, что она симпатична, и она покраснеет. Скажите юноше, что он привлекательный, и он будет отрицать это. Похвалите подростка за его проект, и он сразу же начнет указывать на его недостатки. Короче говоря, этот вид похвалы порождает неприязнь. Похвала - это оценка. И оценка неудобная. Тот, кто оценивает, судит свысока, а тот, кого оценивают, чувствует себя неловко.
Похвала, подобно критике, тоже может быть разрушительной. "Ты всегда такой хороший", "Ты всегда такой щедрый", "Ты всегда такой честный". Такая похвала вызывает беспокойство. Она налагает обязательство оправдать невыполнимые надежды. Никто не может быть всегда хорошим, щедрым и внимательным, или это уже не человек.
Многие подростки знают наперед, что будет, и всякий раз, когда их похвалят, они автоматически ожидают удара. Намного легче и проще сначала искренне похвалить, а затем, если необходимо, искренне покритиковать, чем неискренне сделать и то и другое одновременно.
Главный девиз нового вида похвалы:
1. оценивать события, а не личность;
2. описывайте чувства, а не оценивайте характер;
3. говорите о значимости, а не прославляйте человека.
Описательное одобрение ( в противоположность оценочной похвале), скорее всего, приведёт к созданию реалистичного самообраза. Похвала делится на 2 части: наши слова и выводы подростка. Нам следует описывать конкретный случай и наши конкретные чувства. А он сделает общие выводы о своей личности и характере. Если наши утверждения будут реалистическими и сочувственными, он сделает уверенные и конструктивные выводы.
Например:
Полезная похвала: "Спасибо за вымытый автомобиль. Он снова как новенький"
Вывод: "Я хорошо выполнил работу. Я довольно-таки способный. Отец доволен."
#бунт на корабле #работа над собой #подростковый кризис #психология детско-родительских отношений #отцы и дети