Художник, дворник, журналист, фотограф, оператор, режиссер документального кино и видеомонтажа... В каждой из этих профессий он наверняка был виртуозен. Но затем ему это наскучило, и он стал писателем, попутно работая оператором на телевидении. Правда, мы не уверены в том, что и это окончательный выбор. Но в этом своем выборе наш сегодняшний герой по-настоящему хорош.
Новокузнецкий фантаст Константин Алексеевич Шабалдин. Человек, чья ирония легко перерастает в изящный сарказм, мастер психологических экспериментов над своими персонажами и читателями, автор социальной фантастики, маскирующейся под приключенческую литературу для подростков. По словам автора, он «тяготеет к вкраплению в текст аллюзий на известных авторов». Однажды выступил с инициативой запрета жанра фэнтези на законодательном уровне.
Константин Алексеевич родился в Новокузнецке в 1967 году. После окончания школы успел послужить в рядах Советской Армии в Чехословакии, что по тем временам считалось немалым везением. Хоть и своя, но все же заграница. Затем Томский Государственный Университет, который не вынес свободолюбивого нрава будущего фантаста. Студент Шабалдин был отчислен «за пьянку и прогулы» и отправился в творческий поиск, который и привел его в 2014 году к литературному труду.
Автор повестей «Шагатели» (2016) и «Мирные гады будней» (2020), которые были опубликованы в альманахе «Полдень». Автор рассказов «Утки гадят в море» (сборник «Аэлита 12»), «Илья Ильич» (сборник «Мы и классики»), «Звонкий дух божества Данай», «Старик, романтика и марсиане» (журнал «Уральский следопыт»), «Женщина, розы и собачки» (альманах «АртМосковия»).
В 2017 году пьеса К. Шабалдина «Гостиница Солярис» стала лауреатом конкурса «Литодрама».
Константин Алексеевич является сценаристом киноальманаха «Сила добра» (режиссёр Лолита Наранович, кинокомпания «Катарсис», 2018-2020).
В 2016 году вышла его фантастическая повесть «Организация желаемого будущего» (авторское название), в этом же году произведение вошло в лонг-лист конкурсов «Новая детская книга» и «Книгуру», в 2020 году повесть вошла в лонг-лист конкурса «Генератор чудес». В 2018 году была издана под новым названием «Зона счастья» издательством «Аквилегия-М» (рецензия Н. Н. Калашникова).
Константин Алексеевич показался нам очень неординарным человеком, и мы не могли не задать ему несколько вопросов. Ответы публикуем без редактуры.
- Почему социальная фантастика? Это стремление компенсировать социум, в котором вы живете? Кузбасс непростой в этом плане регион. Или же исследовательский интерес к природе человеческих отношений с самим собой и другими?
- Потому что любое серьёзное творческое высказывание обязано быть социальным. В любом виде творчества. Гамлет, Раскольников, Остап Бендер – разве их похождения не социальны? Не говоря уж о Гулливере, Карлсоне и Штирлице… А фантастика - потому что этот вид литературы наиболее удобен для исследования характера персонажа в острой драматической ситуации. А Кузбасс это родина, её не выбирают…
- Написано ли уже ваше главное произведение?
- Не знаю. Заканчивая текст, я всегда говорю: «Это пока лучшее, но не последнее моё произведение».
- Есть ли творческая мечта?
- Не работать. Только играть в танки. И новую печень, чтобы можно было пить, как раньше.
- Зачем вы пишете?
- Из тщеславия.
- Сложно ли писать социальную фантастику? В чем трудности?
- Работать не бывает легко, а писательский труд самый тяжкий, это ещё Фадеев сказал.
- Почему вы отрицаете роль вдохновения в работе писателя?
- Это не совсем так. Вдохновение, конечно же, бывает. Но если его ждать, ни черта не закончишь.
- Удается ли зарабатывать на книгах?
- Мне нет.
- Создаете ли вы планы своих произведений?
- Пытаюсь, но не в коня корм.
- Существуют ли реальные прототипы ваших персонажей?
- Нет. Это всегда собирательные образы, нередко это персонажи, стибренные у других авторов. Например, главный герой «Зоны счастья», это Максим Каммерер, не очень тщательно замаскированный.
- Как вы находите своего читателя?
- В мыслях не было его искать.
- Продвигаете ли вы себя и свои книги?
- Пытаюсь, но не умею.
- Где живут ваши читатели?
- Преимущественно, в Российской Федерации.
- Должны ли существовать какие-то требования к человеку, который решил быть писателем?
- Первое, что должен сделать человек, который собрался стать писателем, в частности, и художником, вообще, это наплевать на любые требования. А так, да: у издателя одни требования, у читателя, другие, у бухгалтерии – третьи. Но знание стилистики, основ композиции, драматургии, элементарная грамотность сильно облегчат работу.
- Как вы относитесь к тому, что сегодня в стране больше миллиона человек называют себя писателями?
- С ненавистью.
- Как вы начали сотрудничать с издательством?
- Случайно. Рассылал всем подряд, но только в «Аквилегии-М» меня пожалели и напечатали.
- Что нужно делать региональному писателю для того, чтобы найти своего читателя?
- Если бы я это знал, то ни за что бы не сказал. Кто же выдаёт золотую жилу?!
Как вы понимаете, социальная фантастика пера такого автора не может быть ординарной. Ярчайший ее пример – роман «Зона счастья», который мы с некоторым трепетом и представляем вашему вниманию!
«Зона счастья»
Роман Константина Шабалдина - это такая яркая, гремучая и в тоже время индивидуальная смесь, что только соберешься вычленять из нее элементы, как понимаешь - бесполезно. Слишком много, очень ярко. Здесь и постап, и магические академии (таких вы еще не видели, уверяю), и немного от ЛитRPG, и отсылки к Стругацким... А главное, что вся эта смесь живет, она иногда реальней, чем настоящий мир.
Прекрасный, умный роман - из тех, с которыми хочется спорить, в которые влюбляешься раз и навсегда, и которые наводят на разные, не всегда веселые, мысли. (Мария Сакрытина, литературный критик)
Денис Соболев