ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ И СПОСОБНЫЕ
ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Автор:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
Т. А. ФИЛАТОВА
Пояснительная записка
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественная и нацелена на
· развитие художественно-творческих способностей дошкольников;
· расширение общего кругозора.
Актуальность программы
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
ЦЕЛЬ
Создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
ЗАДАЧИ
· Развивать музыкально-сенсорные способности.
· Обогащать музыкальные впечатления.
· Формировать потребность к самовыражению в эстетической деятельности.
· Развивать коммуникативные способности, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
· Обогащать предметно развивающую среду.
· Стимулировать ребёнка к творческой импровизации.
· Организовать просветительскую работу с родителями, вовлечь их в процесс в качестве активных участников и партнёров.
Новизна программы, это работа с одаренными и способными детьми, которая является неотъемлемой частью реализации творческого потенциала личности.
Педагогическая целесообразность программы
В образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей.
Отличительная особенность программы
Проблема работы с одаренными и способными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов и объединяет их усилия в этом направлении.
Для родителейдетей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а также мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительные занятия, которые предполагают в дальнейшем:
участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях; подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Принципы построения воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми:
· принцип учета возрастных возможностей;
· принцип развивающего и воспитывающего обучения;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Самым ярким периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Объем и срок освоения программы
Программа предполагает 1 год обучения.
Общее количество занятий, запланированных на весь период обучения для освоения программы 36.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучающиеся дети состоят из нескольких разновозрастных групп. Занятия проходят по плану, составленному согласно возрастной группе детей.
Режим занятий.
Занятия проходят один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью от 15 – 20 минут, в зависимости от возраста детей.
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных, методического обеспечения поддержки музыкально одаренных и способных детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого проявления детей.
4. Успешная социализация детей.
5. Удовлетворенность детей своей деятельностью.
Качество образования участников совместной деятельности прослеживается через педагогическую диагностику освоения данной программы.
Разработаны критерии проведения диагностики.
Критерии творческого развития детей
Положительная динамика развития индивидуальных музыкальных способностей
- Эмоционально отзывается на музыку разного характера.
- Умеет давать развёрнутый ответ эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки.
- Развито эмоционально-образное восприятие, умение воспринимать музыку.
- Умеет образно мыслить.
- Хорошо поет, любит петь вместе с другими, чтобы получилось слаженно.
- Умеет выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы: тревожность, грусть.
- Умеет слышать и передавать в пении постепенное и скачкообразное движение в музыке.
- Сочиняет оригинальные, собственные мелодии.
- Ритмичность исполнения танцевальных движений и упражнений
- Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них, передает в движении темповые и динамические изменения.
- Хорошо передает чувства через мимику, жесты, движения.
- При игре на детских музыкальных инструментах передает ритмическую пульсацию и простой ритмический рисунок.
Положительная динамика творческой инициативности
- Проявляет самостоятельность в выборе способов действий (походка, мимика, жест, движения).
- Придумывает свои комбинации танцев (по одному, в парах и т. д.)
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Пластичен и открыт всему новому. Любит испытывать новые способы решения проблем.
- Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
Динамика личных творческих достижений
- С желанием участвует в конкурсах, концертах, смотрах
- Занимает призовые места в музыкальных конкурсах
- Мотивирована к занятиям в детской школе искусств.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ обучающихся проходят в виде итоговых прослушиваний, выступления на праздниках и развлечениях, участия в конкурсах.
ФОРМОЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ аналитическая справка.
ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И ДЕМОНСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
· Аналитическая справка.
· Выступления на праздниках и развлечениях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ø музыкальный зал;
Ø игровая зона в групповой комнате «Музыкальный уголок»;
Ø картотека музыкально-дидактических игр;
Ø картотека игр для развития моторики пальцев рук.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· Видеопроектор, экран, ноутбук, интернет.
· Видеофильмы, презентации по темам обучения.
Кадровое обеспечение программы
Педагог, ведущий занятия по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности имеет среднее специальное (музыкальное) педагогическое образование, большой стаж работы по специальности, высшую квалификационную категорию. Курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» в объеме 72 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Введение.
Ознакомление с содержанием работы по программе.
1.1 «Введение в мир музыки».
2. Развитие музыкально-слуховых представлений.
Подбор мелодий, песен по слуху, на фортепиано. Сочинение мелодий и песенок на заданный текст. Развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти. Вокально - речевые игры. Знакомство с музыкальной грамотой, динамическими оттенками, тембровым разнообразием в музыке, упражнения в различении сенсорных свойств в музыке.
2.1 Вокально-речевые игры.
2.2 Развитие звуковысотного слуха.
2.3 Динамические оттенки.
2.4 Тембровое разнообразие.
2.5 Музыкальная грамота.
2.6 Работа над песнями.
3. Развитие музыкально-ритмического восприятия.
Развитие чувства ритма при помощи музыкальных игр. Развитие способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях. Понятие о длительности звуков, ритмодекламации, эксперименты с шумовыми и музыкальными звуками, игры на развитие ритмической памяти, ритмопластика и импровизация. Творческие задания с ритмическими карточками, знакомство с рифмой.
3.1 Понятие о длительности звуков.
3.2 Ритмодекламация.
3.3 Музыкально-ритмические игры.
3.4 Работа над танцами.
4. Восприятие музыки.
Игровые действия и творческие игры в процессе восприятия музыки Выражение характера и образа посредством движений. Совершенствование культуры своих движений. Передача интонации музыки и её образ в пластике движений, жанровое разнообразие, разнохарактерность в музыке, темп в музыке. Подбор соответствующих образов к услышанной музыке. Развитие реакции на смену темпа. Многочастные музыкальные произведения.
4.1 Тембры музыкальных инструментов.
4.2 Экспериментирование со звуками.
4.3 Музыкально-творческое самовыражение.
4.4 Темп в музыке.
4.5 Подбираем к услышанной музыке соответствующие образы.
4.6 Жанры в музыке.
5. Творчество.
Музыка как форма самовыражения. Творческие задания: Выражение своего «Я» средствами музыкальной выразительности; создание своего собственного музыкально – творческого продукта. Импровизация в музыкально – творческом процессе как условие для свободы творческой деятельности. Формирование музыкального мышления ребёнка через творческие задания: создаём музыкально - игровой образ, придумываем композицию музыкальной игры Согласование своих действий с характером звучащей мелодии, сменой настроения. Музыкальные игры-драматизации, ассоциативное мышление, игра на музыкальных инструментах, импровизация и творческая деятельность.
5.1 Музыкальные игры-драматизации.
5.2 Музыкально-игровой образ.
5.3 Ритмопластика и музыкально-пластические импровизации.
5.4 Цветовое моделирование. Рисование музыкальных впечатлений.
5.5 Театрализованная игра.
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы обучения:
· Наглядные: показ педагога, пример.
· Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок.
· Практические: разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, подгрупповая.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
ü совместная деятельность;
ü беседы;
ü творческая мастерская;
ü реализация совместной деятельности (развлечения, праздники);
ü разучивание танцев, песен.
Педагогические технологии, используемые в учебном процессе.
1. Технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста через знакомство с элементами музыкальной грамоты.
2. Технология развития музыкально-ритмических
3. Игровая технология обучения дошкольников элементарному музицированию. Используется с целью развития у дошкольников музыкальных и творческих способностей через элементарное музицирование.
4. Технология восприятия музыки. Накопление опыта восприятия музыкальной культуры, побуждает детей к выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и творческой деятельности.
5. Технология использования ИКТ с целью приобщения дошкольников к художественным ценностям в их интеграции с использованием современных информационных технологий. Применяю как наглядное пособие при объяснении или показе нового материала, в музыкально-дидактических играх.
Алгоритм учебного занятия по пению:
1.Артикуляционная гимнастика.
Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;
2. Интонационно – фонетические упражнения.
3. Упражнения на дыхание.
Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;
4. Основная часть - вокально-хоровая работа.
4.1. Распевание;
4.2. Пальчиковые и подвижные игры;
4.3. Работа над песней:
4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);
4.3.2. Прослушивание;
4.3.3. Беседа, разъяснение текста;
4.3.4. Повторное исполнение;
4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):
4.4.1. Работа над звукообразованием;
4.4.2. Работа над звуковедением;
4.4.3. Работа над дыханием;
4.4.4. Работа над ансамблем;
4.4.5. Работа над дикцией;
4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).
4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап – углубленное разучивание;
III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.
Этапы разучивания плясок, танцев:
Слушание и анализ музыки.
1.1.При разучивании народных плясок необходима беседа об истории создания пляски, знакомство с костюмом данного народа на иллюстративном материале.
2. Разучивание подготовительных упражнений (движений) к танцу по показу воспитателя.
3. Показ пляски целиком воспитателем или заранее подготовленными детьми.
4. Разучивание рисунка танца всей группой.
5. Закрепление движений на последующих занятиях.
6. Самостоятельное исполнение танца детьми.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Подборка видеофильмов с выступлениями детей солистов-вокалистов, детских танцевальных ансамблей,
2. Картотека музыкально-дидактических игр на развитие у дошкольников музыкального слуха.
3. Картотека игр на развитие пальцев рук: «Замок», «Дружат в нашей группе», «Скачет заинька косой», «Мы делили апельсин», «Идет коза рогатая», «Вышла кошечка вперед», «Вырос цветок».
4. Картотека занятий «Система упражнений для развития слуха и голоса» Т.М. Орловой.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ
· «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
· «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.
· «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической
пластике для детей. А.И. Буренина. Санкт-Петербург. 2000.
· «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.
· «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». Сост. Е.П.Раевская и др. М., Просвещение, 1991.