Найти в Дзене
RPA NEXT

RPA в финансах

Оглавление

Знаете ли вы, что в 2019 году средняя стоимость человеческих ошибок для компаний, работающих в финансовом секторе США составила, по оценке Gartner, 25 тысяч часов лишнего труда и 878 тыс. долларов?

А что около 60% сотрудников могут роботизировать выполнение более 30% своих задач с помощью RPA? Что же подлежит роботизации в банке или финансовой организации? И как начать RPA-роботизацию после того, как процессы выбраны?

RPA в финансах и банковской деятельности

RPA– это улучшение качества деятельности человека. RPA помогает банкам и финансовым отделам автоматизировать рутинные, повторяющиеся операции, позволяя сотрудникам сосредоточиться на важных задачах, а компаниям – получить конкурентное преимущество.

Наибольшим потенциалом для роботизированной автоматизации процессов в финансовом бизнесе обладают общие финансовые операции. Задачи, связанные с развитием бизнеса, могут быть автоматизированы примерно на 56%.

Преимущества RPA для банковского и финансового сектора

RPA применяется в разных отраслях: здравоохранении, промышленности и страховании. Общемировой рынок RPA в 2020 году оценивался в 1,57 млрд. долл. США с ожидаемым ростом CAGR 32,8% за период 2021-2028. По результатам исследований ведущих аналитических агентств, 80% лидеров финансового сектора уже используют RPA в той или иной форме для решения различных задач. Вот какие преимущества может принести роботизированная автоматизация процессов на предприятиях финансового сектора:

· Бесшовное масштабирование тогда, когда оно требуется. Роботы могут работать дольше и не нуждаются в перерывах. Они могут взять на себя обработку повышенного объема запросов в часы пиковой нагрузки.

· Экономия времени. Роботы сокращают до 90% времени, требуемого на решение определенных задач.

· Сокращение расходов. Применение роботизации для некоторых задач в финансовом секторе может позволить снизить себестоимость операций на 80%.

· Минимизация нагрузки на IT. Сотрудников можно обучить самостоятельному управлению роботами-ассистентами.

· Исключение дополнительных расходов на инфраструктуру. Внедрение RPA в финансовом и банковском секторах не требует значительных вложений в инфраструктуру. RPA функционирует на базе существующей в компании ERP-системы.

· Рост эффективности труда. Исследования показывают, что роботы выполняют определенные виды работы в пять раз быстрее человека. В результате сотрудникам не требуется тратить время и силы на рутину, они могут сфокусировать внимание на сложных задачах, требующих человеческого интеллекта, что повышает удовлетворенность сотрудников работой.

· Снижение влияния человеческого фактора. Роботизация финансовой деятельности означает методичное решение назначенных задач и может существенно улучшить качество выполненной работы за счет исключения ошибок, которые совершают сотрудники по характерным для людей причинам, например, недостаточная концентрация на выполняемой работе.

Примеры использования RPA в финансовой отрасли

Создание отчетов

RPA в финансах может автоматизировать множество задач, связанных с отчетами, включая ежемесячную отчетность, сверки и управленческую отчетность. Согласно требованиям регуляторов рынка, банки и финансовые организации обязаны составлять отчеты, раскрывающие показатели и возникающие сложности, и защищать их перед советом директоров. Такие документы включают в себя огромное количество данных, что превращает их разработку в утомительную задачу для человека и существенно повышает вероятность ошибки. Роботы же, напротив, способны собирать данные из различных источников, представлять их в понятном формате и составлять отчеты, не содержащие ошибок. В дополнение к помощи с отчетностью, RPA может принести пользу сотрудникам, ответственным за соблюдение законодательства, в обработке отчетов о подозрительных операциях. Вместо чтения длинных документов «вручную», сотрудники могут положиться на программное обеспечение с функциями обработки языка.

Обработка кредиторской задолженности

В случае «ручного труда», обработка кредиторской задолженности занимает огромное количество времени, используемого сотрудниками для оцифровки платежных документов, проверки правильности заполнения и, лишь затем, проведения платежа. Система RPA с возможностью распознавания текста (OCR) способна взять эту задачу на себя. С помощью OCR информация считывается с платежных документов и передается роботам для проверки и проведения платежа. Например: компания хочет автоматизировать внутренний процесс обработки кредиторской задолженности. Компания имеет географически распределенные филиалы, каждый из которых передает финансовые документы в формате, отличном от формата, используемого другими. Ручная обработка данных и сверка их на соответствие банковским выпискам требовала значительных усилий и времени. Роботизация процесса сверки позволит компании экономить десятки миллионов рублей ежегодно.

Обработка ипотечных кредитов

Один из наиболее ярких примеров использования RPA в банковском деле и финансах. Одобрение ипотечного кредита может занять до 60 дней. Сотрудники кредитных отделов должны выполнить большое количество действий, включая уточнение статуса занятости, кредитной истории и множество других проверок. Малейшая ошибка, допущенная заявителем или сотрудником, способна существенно затормозить процесс. Роботизация процесса может сократить время, требуемое на обработку кредитной заявки, на 80%, что принесет значительное облегчение как банкам, так и клиентам. До RPA сотрудники кредитных отделов попадали в цейтнот, когда количество обрабатываемых заявок значительно росло. В то же время, вместе с роботами-помощниками они способны обработать большее количество заявок без лишних трудозатрат.

Получение информации о контрагентах

Изучение контрагента – трудозатратный процесс, который требуется банкам для каждого нового клиента. Исполнение его со всеми нюансами, требуемыми регуляторами, может занять до тысячи человеко-часов и стоить сотни миллионы рублей ежегодно. Обработка предупреждений также требует значительного времени, при том, что до 85% предупреждений имеют ложно-положительный характер, и около 25% требуют обработки аналитиками. С учетом всех усилий банки ежегодно теряют миллионы на штрафах и санкциях регуляторов, наложенных за несоответствие требованиям. Внедрение роботизации в процесс изучения контрагента минимизирует ошибки, которые в противном случае приводят к неприятным переговорам с клиентами для решения возникших проблем. Таким образом RPA ускоряет процесс подключения новых клиентов и крайне положительно влияет на впечатление от работы с Банком.

RPA в обнаружении мошенничества

Роботизация процессов в финансах может помочь в расследованиях схем отмывания денег вводом механизма «если-то» для обнаружения потенциального мошенничества. Например, если за короткий период времени было проведено множество мелких транзакций, робот может отметить клиента как потенциального мошенника и передать информацию в соответствующий отдел.

Роботизация процессов в финансах: советы по внедрению

Как выстроить процесс роботизации? Вот несколько советов:

1. Подойдите к процессу выбора платформы RPA самым внимательным образом. Будучи в поиске контрагента, оцените требуемый тип роботизации. Будет ли это базовая роботизация, без функций машинного обучения? Или требуется более продвинутое RPA-решение с поддержкой технологий компьютерного зрения и машинного обучения, например автоматизированная система проверки платежей для предотвращения отмывания денег?

2. Найдите контрагента, готового оказать вам помощь во внедрении финансового RPA в вашу систему. Выбирая компанию, оказывающую услуги по роботизации процессов, обратите внимание на их опыт в вашей отрасли и предпочитаемом вами стеке технологий, а также их умение смотреть дальше RPA, в сторону искусственного интеллекта и data science (если это требуется).

3. Закатайте рукава:

· RPA-решения должны быть отказоустойчивы и обеспечивать работу 24/7. Не забывайте о резервных серверах и будьте готовы переключаться между архитектурами решений по автоматизации в режиме реального времени.

· Будьте терпеливы. Роботизация требует времени. Роботизация с нуля простейших процессов, например, сбора финансовой информации из PDF и ввода ее в соответствующие поля базы данных, потребует около трех месяцев. Что касается роботизации сложных процессов – она может занять до года.

· Убедитесь, что конечные пользователи роботизированных систем могут выполнять свою работу без необходимости в длительном обучении.

· Находите и внедряйте разные сценарии развития выбранных процессов. Роботизация лишь наиболее часто встречающихся сценариев в долгосрочном периоде окажется неэффективной, так как будет постоянно требовать вмешательства сотрудников.

4. Помните, что RPA – это процесс. Даже после внедрения решений RPA для банковской и финансовой деятельности, сотрудникам потребуется следить за результатами и вмешиваться в случаях, когда возникает ситуация, не встречавшаяся ранее. Это процесс, требующий времени. Распространенный подход – начать с частичной роботизации выбранного процесса, позволяя сотрудникам перехватывать управление на этапах, где средства роботизации еще не внедрены. В дальнейшем, с ростом вашего бизнеса, RPA-решения можно усложнять и масштабировать.

В заключение

Успешное продвижение RPA в финансах и банковском деле не подлежит сомнению. Базовые чат-боты могут выполнять однообразную работу, например, обеспечивая клиентам возможность выпуска новых карт и смены PIN-кодов, в то время как интеллектуальные системы роботизации способны взять на себя более сложные задачи, включая анализ накопленных по клиенту данных для поиска подозрительных транзакций и формирования предупреждений. Роботизация в финансовом секторе – это процесс. Невозможно роботизировать все и сразу, поэтому очень важно подойти к выбору начальной точки с максимальной ответственностью. Начните с пилотного проекта и выберете для роботизации задачу, которая стала узким местом большого процесса и требует несколько часов ручного труда.

Другими словами, начинайте с малого, с конкретных задач и подпроцессов. Определите их на вашей диаграмме процесса, расставьте приоритеты в соответствии с выгодами от роботизации, разработайте и задокументируйте набор сценариев, по которым может развиваться выбранный процесс или задача. После того, как роботизированы наиболее рутинные задачи, вы сможете продолжить движение к полной роботизации в нужном вам ритме.