Совсем скоро многим из вас предстоит сдавать ЕГЭ по обществознанию.
Как на любом экзамене, здесь важно не только знать теорию на фундаментальном уровне и качественно проработать всю адаптированную под формат экзамена практику, но и чётко знать технические аспекты при формулировании своих письменных ответов.
Не все акцентируют на этом внимание, в результате чего, к сожалению, теряют баллы.
Мы собрали для вас некоторые полезные лайфхаки, позволяющие не потерять ценные баллы по причине банальной технической оплошности или невнимательности.
Итак, что целесообразно сделать, чтобы минимизировать риск утраты баллов?
1. Прорешать первую часть два раза
Первая распространённая ошибка на экзамене - по невнимательности ошибиться с ответами на задания первой (тестовой) части ЕГЭ. Вы неправильно поняли вопрос или выбрали одни пункты, но случайно написали другие, и т. д. Чтобы избежать этого, первую часть мы рекомендуем прорешать два раза для перестраховки.
Схема работы следующая:
1. Прочитайте внимательно задания первой части и выпишите ответы на отдельном листе. После этого отложите ответы в сторону и забудьте про них на ближайшие 1,5-2 часа.
2. Переходите ко второй части: внимательно прочитайте задания и напишите в бланке № 2 все ответы.
3. Затем снова вернитесь к первой части. И здесь главное - не смотрите на свои предыдущие ответы, которые вы написали, когда решали первую часть впервые. Берите новый листок и заново прочитайте и решите задания первой части.
4. В итоге у вас будет два листа с ответами на задания первой части. Сверьте ответы в них. Если всё сходится, значит, вы ничего не перепутали и нигде не ошиблись от волнения или стресса. И все эти ответы можно спокойно и внимательно переносить в бланк.
Важный момент - при записи ответов в первой части ЕГЭ у некоторых ребят в бланке "съезжает" нумерация. Например, они записывают ответ на четвёртый вопрос в пятую строку, на пятый - в шестую и так до самого конца, пока не обнаружат ошибку.
Чтобы этого не произошло, поступайте следующим образом. Обратите внимание, что в бланке ответов № 1 стоит разделительная черта через каждые пять ответов. Делайте такую же черту через каждые пять ответов в своём черновике. Благодаря этому, сбившись с нумерации, вы быстро обнаружите ошибку и сможете всё исправить (в полях для замены ошибочных ответов).
2. Пронумеровать вопросы и ответы в каждом задании
Во второй части ЕГЭ чётко определите, из каких частей складывается каждое задание, и дайте ответы на все просьбы («укажите X», «приведите пример Y» и др.) и все вопросы («что такое N?», «зачем нужно Z?» и др.).
Самый простой способ ничего не пропустить - пронумеровать все просьбы и вопросы.
Например, вот так (номера вопросов указаны в скобках): "После очередной ссоры с соседями совершеннолетний дееспособный гражданин России Н. К. Сидоров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, поджёг соседский дом и надворные постройки. Как оказалось, в сарае спал гражданин Е. Л. Кузьмин, который длительное время нигде не работал и не имел определённого места жительства (бездомный). Во время пожара Е. Л. Кузьмин погиб. Н. К. Сидоров предстал перед судом. (1) Правонарушение какого типа (вида) совершил Н. К. Сидоров? (2) К какому виду юридической ответственности он будет привлечён? (3) В чём заключается принцип справедливости при назначении наказания? (4) Н. К. Сидоров считает, что состояние алкогольного опьянения будет учтено судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Прав ли гражданин Сидоров?".
Соответственно, вам нужно структурно написать ответы на вопросы под номерами в виде следующей схемы:
1...
2...
3...
4...
Вариант ответа:
1. Преступление (убийство, поджог).
2. Уголовная ответственность.
3. Принцип справедливости заключается в том, что наказание назначается не с целью унизить или покарать преступника, а с целью обезопасить общество и перевоспитать правонарушителя.
4. Нет, алкогольное опьянение считается отягчающим обстоятельством, Сидоров должен был предполагать, что в состоянии алкогольного опьянения может нанести вред чужому имуществу и человеческой жизни.
Свои ответы обязательно пронумеруйте. Так и вы ничего не забудете, и, что очень важно, эксперту будет легче читать и проверять вашу работу. Он сразу увидит, что в вашем ответе есть все необходимые элементы.
3. Чётко определить источник сведений для формулирования ответов
В заданиях 17-20 следует ответить на вопросы к тексту (отрывку из книги, статьи или учебника). Главное, что здесь нужно, - это точно уяснить источник информации.
Как правило, есть следующие варианты, которые важно не путать друг с другом:
а) представленный текст
б) курс обществознания
Если в одном из заданий 17-20 сказано: "Найдите в тексте...", "Как в тексте раскрыто...”, "Что говорит автор...", "Какие признаки называет автор?", "Что, по мнению автора..." и т. п., значит ответ нужно искать в тексте и выписывать оттуда.
Рекомендуем в этом случае начать ответ с тех же слов, которые присутствуют в задании. Если вас спрашивают "Что говорит автор?", то так и отвечайте: "Автор говорит, что …".
Если вас спрашивают: "Как в тексте раскрыто…", отвечайте: "В тексте ... раскрыто следующим образом…". Если вы свой ответ начнёте таким образом, то, скорее всего, не ошибётесь и правильно ответите на вопрос.
Если же в задании указано, что ответить нужно, "опираясь на знание курса", "используя обществоведческие знания" и т. п. - значит используем курс обществознания. То есть вам нужно указать не информацию из текста, а именно сведения из курса обществознания. Часто этот вариант идёт с припиской "и (на) факты общественной жизни". Например, в задании нужно привести какие-то сведения из курса обществознания и примеры к ним. И здесь полезно начинать ответ, например, с такой фразы: "Из курса обществознания мне известно, что …" и далее пишете, что вам известно. Так вам тоже будет легче понять, какой ответ является правильным.
Таким образом, информация из текста и сведения из курса обществознания - это два разных источника. Не путайте их.
4. Не путать, когда нужно привести аргументы, а когда примеры, понимать разницу между аргументами и примерами
Нередко у многих учеников при решении заданий бывает такое, что их спрашивают про одно, а отвечают они совершенно про другое.
В ЕГЭ в одних заданиях вас просят изложить аргументы, а в других заданиях - привести примеры. И очень важно не путать эти два типа заданий.
Если вас просят "аргументировать" ("привести аргументы") или "обосновать" какую-либо точку зрения, то нужно именно объяснить, почему она верна, а не приводить факты или конкретные жизненные ситуации, которые её иллюстрируют.
Есть полезный шаблон, чтобы понять, в каком направлении мыслить. Начните ответ со слов: "Это верно, потому что ...", либо "Это так, потому что … ". Например, как родители убеждают вас в том, что нужно сдать ЕГЭ на высокие баллы. Они говорят: "Это так, потому что ты сможешь попасть в хороший вуз" или "Это верно, потому что иначе ты не сможешь поступить на бюджет, а у нас нет возможности оплатить обучение в университете".
А если вас просят привести пример, то вам нужно привести конкретный факт или жизненную ситуацию (выдуманную или реальную). Наиболее простые шаблоны, с которых стоит начинать пример, следующие: "Гражданин N сделал то-то" или "В стране Z произошло то-то". Ещё варианты формулировок: "Во России принято то-то...", "Для учителей школы №... города... характерно то-то" и т. д.
Если вас просят ответить на вопрос и привести к нему пример, следите за соблюдением формы ответа. Он должен строиться по следующей схеме: ответ на вопрос + пример, иллюстрирующий ответ на вопрос.
5. Понимать методику корректного и полного написания понятий во второй части
В задании 18 из ЕГЭ вам нужно написать определение понятия из курса обществознания. В критериях оценивания указано, что понятие вы должны раскрыть "через родовую принадлежность понятия и его видовые отличия".
Что такое родовая принадлежность и видовые отличия? В логике есть термин "родо-видовые отношения". Это означает, что одно понятие является разновидностью другого.
Если "X - это разновидность Y", то "X" - это видовое понятие, а “Y” - родовое понятие. Например, в суждении "стул - это мебель (вид мебели)" слово "стул" - это видовое понятие, а слово "мебель" - родовое. Можно сказать, что "мебель" - это родовая принадлежность стула.
"Видовые отличия" - это признаки, которые отличают стул от большинства других видов мебели (стола, шкафа, дивана). Например, то, что он имеет горизонтальную поверхность, опирается на четыре ножки, спинку и предназначен для сидения человека.
То есть с точки зрения ЕГЭ по обществознанию, правильным определением понятия "стул" будет следующее утверждение: "стул - это мебель / разновидность мебели, которая имеет горизонтальную поверхность, опирающуюся на четыре ножки, спинку и предназначена для сидения человека".
Родовое понятие мы можем найти для большинства терминов из курса обществознания. Например, деятельность - это активность (или вид активности)..., акция - это ценная бумага..., налог - это платёж..., монархия - это форма правления..., конституция - это закон..., безработица - это экономическая ситуация..., семья - это социальная группа..., а наука, искусство или творчество - это виды деятельности...
Иногда родовое понятие можно определить как "совокупность" или "систему" каких-то элементов. Например, рынок - это система отношений..., политический режим - это система методов..., политическая идеология - это система взглядов..., мораль и право - это система правил/система норм... и т. д.
После того, как мы нашли родовое понятие, к нему нужно добавить видовые отличия. Для этого надо подумать, чем наш вид (!) родового понятия отличается от других видов (!) этого же родового понятия. Т.е. чем такая форма правления, как монархия, отличается от других форм правления, или чем такой вид закона, как Конституция, отличается от других видов закона, или чем такая система взглядов, как идеология, отличается от других систем взглядов, и т. д.
Например, если мы даём определение консерватизму, то для начала мы определяем родовое понятие - "политическая идеология", а к нему далее добавляем видовые отличия - т.е. то, что отличает консервативную идеологию от либеральной или социалистической идеологий. И тогда у нас получится определение: "Консерватизм - это политическая идеология [родовое понятие], которая выступает за традиционные ценности и институты [первое видовое отличие] и ориентирована на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощённых в семье, национальных особенностях, религии и собственности [второе видовое отличие].
Вместе с тем необходимо знать ряд тонкостей, о которых говорится в методических рекомендациях Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В формате видео с реальными примерами это можно посмотреть, например, здесь:
Итак, что нам говорит ФИПИ?
I. В определении нужно указать родовую принадлежность и видовые отличия.
Сколько именно видовых отличий, должно быть написано в примечании к заданию. Об этом говорят методические рекомендации ФИПИ для членов предметных комиссий за 2022 год. В примечании к заданию 18 вам сообщат, сколько именно видовых отличий нужно привести - два или одно. Например, в примечании к одному из заданий 18 обозначено следующее: "В объяснении смысла/определения понятия «государство» должно быть указано не менее двух существенных признаков".
II. Не следует раскрывать понятие, используя слово, входящее в это понятие.
Например, нельзя начинать определение понятия "трудовой договор" со слова "договор" или понятия "юридическая ответственность" со слова "ответственность". В определении юридической ответственности лучше использовать родовое понятие "применение мер государственного принуждения...". А если вы говорите про трудовой договор, то пишите, что это не договор, а соглашение между работником и работодателем, т.е. по сути используйте синоним.
III. Нельзя объяснять смысл понятия только через отрицание.
Например, нельзя писать, что "рыночная экономика - это экономика, в которой нет преобладания государственной собственности на средства производства", и т.д.
IV. Нельзя объяснять смысл понятия только через этимологию слова.
Например, нельзя, определяя понятие "демократия", писать, что "демократия - это в переводе с греческого "власть народа". Здесь нужно указать родовое понятие "политический режим" и добавить в качестве видовых отличий признаки демократии, например, - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, альтернативные и свободные выборы, участие граждан в формировании власти и управлении делами государства и т.д.
V. Старайтесь писать так, чтобы эксперт понял, где у вас родовая принадлежность, где первое видовое отличие и где второе видовое отличие.
Дело в том, что не всегда можно чётко отделить родовую принадлежность от видового отличия или разные видовые отличия друг от друга. А эксперт может не понять, где заканчивается одно и начинается другое.
Например, есть такое классическое определение рынка как "система отношений между покупателями и продавцами по обмену товарами и услугами". Здесь опытный эксперт увидит и родовую принадлежность - "система отношений" и два видовых отличия - то, что эти отношения возникают между продавцами и покупателями, и то, что они связаны с обменом товарами и услугами. Однако, если мы хотим, чтобы нас хорошо оценил не только компетентный, но и менее опытный эксперт, то это определение можно сформулировать следующим образом: “Рынок - это система отношений, которая возникает между покупателями и продавцами, а также связана с обменом товарами и услугами”.
Следуя вышеизложенной схеме, вы без труда сможете составить корректные и полные по объему и содержанию определения для подавляющего большинства терминов из курса обществознания.
6. Знать, как правильно составить план на максимальный балл
На эту тему рекомендуем ознакомиться с этим видео. Здесь на реальных примерах разобрана пошаговая методика составления корректного плана и объяснены типичные ключевые ошибки, допускаемые ребятами:
В критериях оценивания от ФИПИ указано, что максимальный балл за 24-е задание с планом - четыре балла. При этом три балла вы получаете по критерию 24.1 и ещё один балл - по критерию 24.2.
С критерием 24.2 всё просто - там ставят один балл, если все пункты плана у вас написаны корректно и не содержат ошибок (и только в том случае, если по критерию 24.1 у вас есть три балла).
А вот с критерием 24.1 всё немного сложнее. Три балла вы получите при одновременном соблюдении следующих условий:
- первое условие - в вашем плане есть не менее трёх пунктов;
- второе условие - среди этих трёх пунктов есть хотя бы два пункта, наличие которых позволяет раскрыть тему плана по существу;
- третье условие - оба пункта, позволяющих раскрыть тему по существу, детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть тему по существу, в количестве не менее трёх (кроме тех случаев, когда в этом пункте может быть только два подпункта).
Как определяются два пункта, позволяющих раскрыть тему по существу? У проверяющего перед глазами при проверке имеется идеальный план, в примечании к которому указано, какие пункты этого плана считать "раскрывающими тему по существу". Задача заключается в том, чтобы два пункта из вашего плана совпали с двумя правильными пунктами из этого идеального плана.
Например, идеальный план, имеющийся у эксперта на тему "Политические партии", имеет следующие пункты, раскрывающие тему по существу:
"Особенности политических партий",
"Функции политических партий" и
"Классификации политических партий".
Следовательно, если в вашем плане есть хотя бы два из трёх перечисленных пунктов, этого достаточно. Но не всегда можно угадать, что именно будет в этом идеальном плане, поэтому постарайтесь написать максимум пунктов, относящихся к этой теме, и в которых вы уверены на 100%. Помните, что за неточности и ошибки в формулировках снимают баллы.
Поскольку эти обязательные пункты должны быть раскрыты в подпунктах, вам нужно вспомнить какие-то списки или перечни, которые встречались в соответствующей теме, и озаглавить эти списки.
Например, по многим темам мы сначала изучаем и перечисляем особенности (или признаки) какого-то явления, потом говорим про его виды, а закачиваем перечислением функций. Так что если вы, условно говоря, пишете план на тему "N" (или "N как социальный институт"), то подумайте о таких пунктах плана: "Особенности N" (они же "Признаки N"), "Классификация N" (или "Виды N") и "Функции N". Выше именно эти пункты указаны в качестве обязательных по теме "Политические партии".
Также подумайте про такие пункты плана, как "Элементы N" (или "Структура N"), "Критерии N", "Причины N", "Последствия N", "Примеры N", "Исторические типы / этапы развития N", "Тенденции развития N в современном мире", "Способы борьбы с N" и т. д.
Существуют специфические пункты, которые есть только в какой-то одной теме. Например, если вы пишете про социальную мобильность, то, конечно, стоит сделать отдельный пункт про "каналы социальной мобильности" ("социальные лифты") и перечислить наиболее важные примеры таковых. В плане про мировую экономику можно написать пункт "виды внешнеторговой политики", в плане про науку - пункт "методы научного познания", в плане про религии - пункт "особенности мировых религий", в плане про социализацию - "агенты социализации" и раскрыть в подпунктах эти пункты, и т. д.
Таким образом, важно запомнить следующее:
В плане должно быть не менее трёх пунктов. Это правило должно неукоснительно соблюдаться. Если у вас будет всего два пункта, то какими бы правильными они ни были, вы всё равно получите ноль баллов за весь план. Так что не ограничивайтесь двумя пунктами, это очень важно.
У пунктов, раскрывающих тему по существу, должно быть не меньше трёх подпунктов. Исключение - ситуации, когда в соответствии с курсом обществознания возможны только два подпункта. Например, если вы пишете про виды социализации, то возможны только подпункты "первичная социализация" и "вторичная социализация".
Если у вас есть несколько видов классификации, то их можно изобразить как в виде одного пункта, так и в виде нескольких. В обоих случаях это будет считаться за один пункт. Вот, например, два одинаково допустимых варианта:
Вариант 1:
1. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
Вариант 2:
1. Классификация политических партий по идеологическому признаку:
а) либеральные
б) консервативные
в) социалистические
2. Классификация политических партий по организационному признаку:
а) массовые
б) кадровые
3. Классификация политических партий по отношению к проводимой политике:
а) правящие
б) оппозиционные
4. Классификация политических партий по отношению к закону:
а) легальные
б) нелегальные
Оба этих варианта засчитываются как один пункт, позволяющий раскрыть по существу тему "Политические партии".
Пункт плана под названием "Понятие" (например, "Понятие инфляции" или "Понятие государства"), с которого часто обычно начинают план, не является раскрывающим тему. Однако его традиционно указывают даже в идеальном плане для экспертов, так что ничего плохого в нём нет. А если вы придумаете всего два пункта, раскрытых в подпунктах, такой дополнительный пункт "Понятие..." даст вам нужное количество пунктов (три) и позволит избежать ситуации, когда вам поставят ноль баллов.
Если вы не уверены, что правильно указываете название какой-либо функции, лучше пишите не научный термин, а словосочетание, раскрывающее смысл этого термина. Например, не "регулятивная функция", а "регулирование общественных отношений", не "компенсаторная функция", а "психологическая поддержка человека" и т. д. Можно написать и то, и другое: например, "функция участия в выборах (электоральная функция)".
Официально порядок пунктов и подпунктов не важен. Однако, на практике некоторые эксперты "выдумывают" свои критерии оценивания при проверке работ. Отдельные эксперты снижают балл, если считают нелогичным порядок изложения. Это, конечно, совершенно недопустимо, однако лучше учитывать, что вас могут проверять и такие эксперты. Поэтому старайтесь придерживаться той последовательности, которая рекомендована в большинстве демо-версий и открытых вариантов. То есть лучше начинать с пункта "понятие N", потом рассказать о признаках (особенностях), потом - о видах или функциях и далее о других аспектах темы.
В примечании к идеальному плану для эксперта указывается, что пункты плана должны быть "в данной или близкой по смыслу формулировке". Следовательно, если вы напишите "признаки" вместо "особенностей" или "виды"/"классификации" вместо "типов", - это не должно считаться ошибкой. Однако вам могут попасться неопытные эксперты, которые посчитают, что у вас должны быть не "виды", а, например, "типы" и т. д. Поэтому в случае с классификацией лучше так и писать - "классификация...". Этот общепринятый термин не должен вызывать разногласий.
План должен содержать лишь пункты и подпункты. Никаких стрелочек и таблиц, пунктов типа "3.1" или "а3" там быть не должно. При этом пункты традиционно обозначаются цифрами ("1", "2", "3" и т. д.), подпункты - буквами ("а", "б", "в" и т. д.). Это требование про цифры и буквы не является обязательным, но крайне рекомендуется, потому что эксперты привыкли к такому оформлению, и это не вызовет у них никаких лишних сомнений.
Желаем вам успехов!
__________
Если было полезно, ставь лайк и делай репост :)
⚡Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉
Ссылки для записи на занятия:
▪️ Сайт — http://newlevelege.ru
▪️ Vk — https://vk.com/new_level_ege
▪️ YouTube — https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA
▪️ Telegram — https://t.me/new_level_ege
__________
🎓 Онлайн-школа New Level School — это:
— занятия онлайн и в записи
— отдельная онлайн-платформа
— актуальная теория по всем темам
— тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
— домашние задания для системного изучения тем
— поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
— профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
— качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ
Предметы:
▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)
📊 Основы финансовой грамотности
📈 Инвестиции на фондовом рынке