Найти в Дзене
некоторая комедия

«Мы делаем сосиски!». Как закончился «Сайнфелд»

В тех ситкомах, которые смотрел, всегда не нравилось, когда уходил кто-то из создателей или главных актеров. Обычно это был повод бросить сериал недосмотренным. Делал так с «Сообществом», планировал это же с «Офисом» (ну как без Стива Карелла?), но сдержался после ухода Ти Джея Миллера из «Кремниевой долины». А год назад оставил «Сайнфелда» на седьмом сезоне, после которого его оказывается покинул Ларри Дэвид, исполнительный продюсер и главный автор всего. Дженнифер Армстронг в своей книге Seinfeldia: How a Show About Nothing Changed Everything подробно описала и расставание, и то, что было с «Сайнфелдом» дальше.

К 1996 году у Ларри Дэвида уже появилась семья, а сериал отнимал у него все больше времени и волос. Он каждый год беспокоился, что у них больше нет историй, и где-то на 13-14 серии очередного сезона сомневался, будет ли работать в следующем. Джерри Сайнфелд всегда его уговаривал, но не в этот раз. Конечно, Дэвид первое время переживал, что поступил неправильно, что зря ушел, расстался с друзьями. Когда Арон Соркин покидал «Западное крыло», Дэвид посоветовал ему больше не смотреть сериал: «Пойдет ли там дальше все замечательно или нет, ты в любом случае расстроишься».

Место исполнительного продюсера и главного автора «Сайнфелда» занял Джерри. А вместе с ведущей ролью на сериал он теперь тратил практически все свое время. Обновился и состав авторов. В «Сайнфелде» так делали каждый сезон и в отличие от других ситкомов позволяли авторам участвовать во всех процессах – если твой сценарий одобрили, то тебя подключают к кастингу, съемкам и монтажу. При Дэвиде все авторы работали самостоятельно, а не в группе, и питчили идеи у Ларри и Джерри поодиночке. С уходом Дэвида образовалась пустота, которую им всем пришлось заполнять. Новая система была такая: в одном кабинете предлагали, развивали и отвергали идеи для серии, в другом ее расписывали, и наконец в третьем автор принятой идеи с кем хотел уже доводил сценарий до готовности. Раньше ощутимую часть этой работы выполнял Ларри Дэвид. Когда Сайнфелд стал главным, изменился и характер сериала – он ушел от повседневности и акцента на мелочах к более абсурдному, мультяшному подходу. Сложность и мрачность Дэвида заняла беззаботность Сайнфелда.

Ощущение, что сериал идёт к своему концу, у его создателей появилось по ходу девятого сезона. Авторы вытаскивали из себя последнее, работали круглые сутки. Сайнфелд понял, что хочет остановиться, в декабре 1997-го. Он собирался уйти на пике и уже вернуться к обычной жизни комика. Последнюю серию написал специально вернувшийся Ларри Дэвид. Он потратил на нее месяц и хотя многим она не понравилась, это была концовка в его стиле.

Несколько недель назад мне захотелось всё-таки досмотреть «Сайнфелда». И оно того стоило. Хотя бы ради этой сомнительной концовки и очередных приколов с участием Крэймера. Например, когда он нашел на помойке декорации «Шоу Мерва Гриффина» (1962-86), собрал их дома и вел себя как ведущий ток-шоу каждый раз, когда к нему приходили гости и соседи. Или серия, в которой Джерри получил ранение от взлетевшего ножа, потерял немного крови, Крэймер дал ему свою и взамен Джерри у себя в квартире позволял ему немного больше, чем обычно.