Найти тему
Пишу тут

Дорогая, чьи это 100 биткоинов?

Александр Баркар поставил в Нижневартовском драматическом театре спектакль «Деньги как из ведра» по одноименной пьесе французского драматурга Себастьяна Тьери. От французского, правда, в итоге остался только киллер с цветком, и тот в качестве пасхалки.

Постановка примечательна своей формой и содержанием. Как заядлый геймер, режиссер выстроил вселенную спектакля внутри компьютерной игры, дополнительно обогатив ее приметами ситкома. Получилось что-то вроде комедии положений вперемешку с театром абсурда. Сюжет прост: выбираешь аватара и погружаешься в кооператив (совместное прохождение игры). Модификация рассчитана на четверых, у каждого своя миссия. Пиксельный кубизм в декорациях и манера движения героев подчеркивают виртуальность происходящего.

Фото: Владислав Шатковский.
Фото: Владислав Шатковский.

Дополняет картину мира висящее над сценой табло. На нем в ходе действия появляются всплывающие подсказки: Player 1, Level, You win и т.п. Причем, с первых рядов видеть все сценическое пространство целиком не совсем удобно. Но, как на одном из прогонов подметил Баркар – в том и фишка. Чтобы погрузиться в спектакль полностью, нужно прочувствовать его с разных позиций (мест в зале) - увидеть мимику, эмоции актеров, все задействованные в сценографии элементы. Для этого лучше посмотреть его несколько раз. Кроме того, каждый новый просмотр будет открывать все больше отсылок на скрытые в постановке кадры из других спектаклей, картин и фильмов.

Яблочные гипотезы

По условию некто неизвестный дропает главным героям деньги. Супружеская пара возвращается домой и находит на столе в гостиной «подарок» - метафорическую купюру в виде яблока. Валюта здесь (в спектакле это биткоины) современная и виртуализированная. Деньги будто-бы лишены материальности, однако этот их образ – в виде зеленых яблок, несет дополнительную смысловую нагрузку. Вспоминается старая добрая история про Адама и Еву. Библейское яблоко, как символ искушения и соблазна, подчеркивает идею развращения человека материальными благами. А может быть, этот образ должен отсылать нас к работе бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, что тоже вполне уместно. Но режиссер идет дальше и раззадоривает зрителя. Он подкидывает дополнительную пищу для размышлений, рисуя телами персонажей фреску знаменитого мастера эпохи Возрождения. Что он хочет сказать этим? Как и многочисленные толкования микеланжеловского полотна, истинный замысел режиссера известен только ему одному. Нам остается лишь догадываться.

Фото: Дмитрий Чусовитин.
Фото: Дмитрий Чусовитин.

Но вот, что абсолютно точно - постоянный зритель Драмы считает в этих яблоках пасхалку на один из спектаклей самого театра. Отсылки на собственные постановки появляются несколько раз. Танцы супругов переносят к «Настоящему детективу». В одной из сцен героиня Алены Михеевой повторяет эпизод из «Русалки». А вселившийся в ее благоверного, которого играет Борис Шаханин, герой фильма «Отчаянный» извлекает из глубин памяти историю одного костюма. Этим спектакль не ограничивается. Он пестрит сценами из «Сияния», «Бойцовского клуба», «Леона», «Заводного апельсина» и не только. Эти референсы обогащают постановку всевозможными деталями, делая, в некотором смысле, заурядную историю – необычной и увлекательной.

Добро пожаловать в нереальный мир

Нарратив сюжета – нравственный выбор. На сцене символично присутствуют две двери, намекая на то, что альтернатива, в принципе, имеется – можно открыть любую. Что касается сути денег, они - лакмусовая бумажка, высвечивают тайные желания героев и саму их суть. В итоге перед зрителем раскрываются две абсолютно разные личности. Мечты одного примитивны и ограничены, помыслы другого более возвышены и чисты. Эти две полярности сталкиваются и жизнь супругов переворачивается с ног на голову.

Весомая роль отводится второстепенным персонажам. Они задают ритм повествованию. Появление горничной (в ее роли Елизавета Шаханина) словно бы разжимает пружину сюжета, добавляя динамики неспешной завязке истории. Ее же героиня подтверждает догадку о том, что за аватарами скрываются реальные люди. Снимая очки – предмет, с помощью которого сознание игрока переносится в виртуальный мир, – горничная начинает двигаться и говорить, как обычный человек. Меняющаяся пластика главных героев - от ломаных и неестественных движений до органичных и привычных глазу, показывает интеграцию геймеров с игрой. И мы видим, как мир нереальный становится для игроков реальным.

Еще один герой - сосед сверху (персонаж Александра Лебедева), усугубляет ситуацию, доводя ее до абсурда своим появлением. Он ищет что-то, что у него украли. Поведение обокраденного соседа смахивает на американские горки и не уступает бессоновскому герою. То он добродушный друг, а то человек, угрожающий героям жестокой расправой. Судя по всему, работа у парня нервная, и за пропажу всего, что было нажито непосильным трудом он и правда может прикончить. Причем, в отличие от остальных, герой Лебедева смахивает на NPC-персонажа, который должен приблизить развязку сюжета. В конце правда это ощущение улетучивается и становится понятно, что он вероятно финальный босс.

Фото: Дмитрий Чусовитин.
Фото: Дмитрий Чусовитин.

Я гублю твою душу

Постановка продумана до мелочей, каждая деталь в ней наделена смыслом – от картинки до звука. Один из саундтреков к спектаклю, композиция группы Dear Sherlock – Mute. И даже здесь строчки из песни перекликаются с конфликтом главных героев.

«Let me see you feeling down (Я хочу видеть тебя подавленной,)
'Cos I'm killing all your soul (Потому что я гублю твою душу.)
Hold yourself, not me, now... (Беспокойся о себе, не обо мне, сейчас)»

Также и персонаж Бориса Шаханина пытается извратить нравственные идеалы своей супруги, сломив ее противостояние. В какой-то момент ему это почти удается. Душевные терзания героини зритель считывает через пластику этой трансформации, смахивающую то ли на экстаз, толи на ломку. Кажется, что она вот-вот совершит мыслепреступление, перейдя на темную сторону. Но этого не случается. А ломка, настигшая ее супруга в процессе избавления от вещей, купленных на «грязные» деньги, тоже никак не меняет натуры героя и его идеалов.

Фото: Василий Сазонов.
Фото: Василий Сазонов.

К концу спектакля темпоритм ускоряется. Актеры, начавшие это делать еще в первом акте, окончательно сносят четвертую стену. Они заигрывают со зрителем и вовлекают его в происходящее. Возникает путаница и неразбериха. Получается: актеры играют героев, которые играют персонажей компьютерной игры, вживающихся в свою роль. Эти персонажи забывают о том, что они в виртуальном пространстве - голова кругом. Периодически они выныривают в реальный мир, в котором помогают друг другу сориентироваться где именно сейчас находятся. На самом деле для персонажей истории и зрителя существуют подсказки, такие маркеры виртуальности, с помощью которых можно сохранить связь с реальностью - это битые файлы в виде кубических яблок и баги с другими аватарами в начале игры. Эти несовершенства как бы подчеркивают, что все здесь ненастоящее.

Фото: Владислав Шатковский.
Фото: Владислав Шатковский.

Вместе с тем, поступки и выбор героев - вполне себе реальны. Заканчивается история потасовкой, перетекающей в расправу с противниками и переходом на новый уровень. Есть ли победитель в этой игре, судить сложно. Наверное, стоит пересмотреть спектакль еще раз.

Отдельное спасибо режиссеру и актерам за искрометный юмор. Это было тонко и колко. За погружение в гейм-сленг большая благодарность моему супругу и сыновьям.

#театр #драмтеатр #нижневартовск #Баркар #общество и люди