Ка́стом (англ. custom — изготовленный на заказ) — транспортное средство (чаще используется по отношению к мотоциклам), изготовленное в единственном или ограниченном количестве, обычно это иначе оформленные или полностью переделанные серийные модели мотоциклов или автомобилей. Основная идея такого мотоцикла в том, чтобы он максимально удовлетворял потребностям и представлениям владельца о мотоцикле. В 90-х гг. и по настоящее время очень дорогие кастомы, произведенные специализированными мастерскими (наиболее известными можно считать Orange County Choppers и West Coast Choppers Джесси Джеймса), являются статусными символами. Некоторые мотолюбители считают, что настоящими кастомами являются мотоциклы, сделанные руками владельца.
Некоторые мотопроизводители (например, Honda, Harley-Davidson) включают слово «Сustom» в название модели. Тем не менее, это не позволяет их относить к данному классу мотоциклов. Но эти же производители часто предоставляют возможность изменения внешней и внутренней комплектации мотоцикла под запросы покупателя, что, при определенном уровне модификации, позволяет считать эти мотоциклы кастомами. Хотя это спорное утверждение так как эти модификации носят в большей степени носят заводской характер и не приближены к индивидуальному характеру владельца.
Кастом – процесс замены серийных деталей на другие, чаще всего изготовленные по спецзаказу. В данном случае мы говорим о чисто внешних изменениях, в том числе и изменении цвета. В России пионерами кастом были, конечно, мотоциклисты, превращавшие Ижи и Явы в подобие чопперов из американских фильмов еще в конце восьмидесятых. Однако в последние годы перевес явно за автолюбителями. Основным и самым ярким примером подобного кастом в сегодняшней России, безусловно, является художественная роспись кузова методом аэрографии. Эта художественная техника позволяет наносить на металлические (и не только) поверхности любые изображения буквально с фотографической точностью. При этом краска ложится ровным тонким слоем, не оставляя выпуклостей и подтеков. Изобразить же на собственной машине можно все, что душе угодно, что отражает внутренний мир заказчика.
Однако не редкость сегодня и полный кастом – фактически создание нового автомобиля на базе существующего. Из отечественных, по признанию специалистов, для таких целей подходят только старые модели – «Победа», двадцать первая Волга или четыреста второй Москвич. Во-первых, они сами по себе обладают внешним изяществом, свойственным старым моделям и отсутствующим у современных, а во-вторых, качество материалов позволяет без особого ущерба перекраивать их, пилить и варить, тогда как металл кузовов современных авто просто разрушается и сгорает. Нередкая переделка – превращение седана в купе, либо в кабриолет. Последнее, правда, требует дополнительного укрепления днища машины, но вполне возможно. К часто встречающимся элементам также можно отнести обилие хромированных деталей и нарощеное заднее крыло, до середины или даже больше закрывающее колесо.