Найти тему
Александр Долбаносов

Четырёхлетний жигулёнок в СССР

В последнее время многие публикуют материалы о жизни в СССР. В том числе те, кто уже родился после развала страны и пересказывают чужое мнение. Например, мнение своих родителей.

Мне в момент развала страны, было почти 30 лет. Я пожил сначала в брежневские времена. Когда Брежнев умер, мне было двадцать. Далее жил в недолгие правления Андропова и Черненко. Пережил все стадии перестройки, во время которой начали за здравие, закончили за упокой.

Поэтому решил написать серию статей о жизни в СССР. Не ставлю своей целью, ни обелить, ни охаивать Советский Союз. Буду вспоминать свои впечатления. Свои надежды, свои разочарования.

В конце 90-х на работе, вместе со своим ровесником Игорем (мы оба 1962 года рождения) вспоминали о том, как покупали личные автомобили в СССР.

Игорь вспомнил, что свое первое авто, четрырёхлетний жигулёнок, он купил в середине 80-х. Заплатил за него 9 тысяч рублей. А новый жигуль, в то время стоил 6 тысяч рублей.

Свидетелем нашего разговора, был наш 20-летний коллега Юрка. Его развеселила информация, что новый жигулёнок был в полтора раза дешевле, чем четырёхлетний. Юрка был уверен, что Игорь оговорился, потому что не может старая вещь, стоить дороже чем новая.

Пришлось Юрке объяснить, что в советские времена, для того чтобы купить новую машину за шесть тысяч рублей, нужно было стоять в очереди примерно десять лет. А четырёхлетнюю, можно было купить сразу, были бы девять тысяч.

Теперь о том, что значила для обычного советского человека, сумма в шесть, а тем более в девять тысяч рублей. Для обычного человека со средней и даже выше средней зарплаты, эти суммы были очень большие. Например, чтобы в конце 70-х – начале 80-х накопить шесть тысяч рублей, средней однодетной семье, нужно было 7-8 лет. Молодым семьям купить машину часто помогали родители.

Например, Игорю который купил четырёхлетний жигулёнок за девять тысяч рублей, помогли тёща и его родители. Тёща работала на Ефремовском заводе синтетического каучука, на руководящей должности (уже не помню на какой). То есть зарплата была у тёщи, не просто выше средней, а существенно выше средней по стране. А родители Игоря жили в деревне. Они работали. Кроме того, у них было подсобное хозяйство: куры, свиньи, гуси… А молодые семьи, которым не могли помочь родители (не обязательно в покупке машины) жили гораздо более скромно.

Были в Советском Союзе высокооплачивемые профессии. Например, шахтёры, металлурги… На Крайнем Севере хорошо платили. У этих жителей СССР, уровень жизни был гораздо выше среднего. И на машину им было накопить гораздо легче. Да, забыл самое главное, автокредитов в СССР не выдавали.

Продолжение ( о жизни в СССР) следует.