Найти в Дзене
владимир данилов

ПОДВИГ И СТРАДАНИЕ

По моему глубокому убеждению, возрождение России начнется с Севера. Это сокрыто от нас до времени. Весь Север полит кровью. Столько мучеников – это не может не дать плод. Возрождение – оно только на крови происходит, без пролития крови не бывает прощения.

Академик Д. Лихачев. 1999 г.

На Соловки я вылетал июньским днем самолетом Ан-26 из Архангельска. Погода была облачно-солнечная, но по мере приближения к архипелагу, тучи сгущались, заморосило. После посадки и выхода из аэропорта, который представлял собой заштукатуренный и подкрашенный барак постройки 30-х годов прошлого века, я напросился в попутчики к водителю «буханки», который согласился подбросить меня до гостиницы «Соло». Первые впечатления по прилету в отрывке из своего дневника:

«Прилетное настроение усугублялось самой обстановкой на острове – старые деревянные постройки, многие уже готовые упасть и «умереть». Покосившиеся заборы, иногда ничего не огораживающие, стоящие там, где уцелели и моросящий дождь. Люди, снующие поодиночке, парами и группами, многие в дождевиках, иногда с чемоданами за собой, туда-сюда. Лица озабоченные. Дети, играющие около деревянного двухэтажного здания, в котором располагается почта и «Паломнический центр». Монастырь, серый, приземистый, как бы вросший, и даже ушедший немного под землю, с крышами башен и церквей, уже в значительной степени обросшими зеленовато-серым мхом. Строительные леса, там и тут разбросанные материалы и техника, рабочие в оранжевых касках».

Это было первое впечатление, которое, по мере пребывания на островах, совершенно менялось. На следующий день, а погода так и не изменилась, я посетил Туристическое бюро, чтобы выбрать себе первую экскурсию. Это можно было сделать и в Паломническом центре, но бюро было почти рядом с гостиницей, что было определяющим в данном случае. В турбюро уже скопилось полтора десятка человек, одетых в полиэтиленовые дождевики, и дожидавшихся решения по поездке на остров Анзер. От основного острова до о. Анзер 10 км через пролив (Анзерская салма), но по причине ненастья все ждали решения, состоится поездка или нет. Я присоединился к толпе в основном пожилых людей, за исключением одной молодой пары и юной девушки в сопровождении дедушки и бабушки.

Наконец к нам вышла молодая женщина лет 40 и громким голосом с заметной хрипотцой – чувствовалась профессия гида, сообщила, что поездка состоится и можно покупать билеты. После покупки билетов мы погрузились в три «буханки» и поехали в Долгую губу к Варваринскому причалу, откуда уходила катера на о. Анзер. Дождь, глубокие лужи на извилистой грунтовке, - все как всегда. На причале нас уже поджидал катер «Керец». Погрузились и вперед. Пока шли по губе, было тихо, но как только вышли в пролив Анзерская салма, сразу попали под сильный западный ветер, который стал проверять нас на крепость.

По программе мы должны были причалить у мыса Кеньга (западная часть острова), и оттуда идти пешком к Капорской (Копальской) губе, по пути посещая все святые места. Но море штормило, якорь срывало и наш катер не смог причалить у мыса Кеньга. Поэтому пришлось высаживаться на юго-востоке острова в Капорской губе, более тихой и, соответственно, маршрут удваивался до 20 км (туда и обратно). Помолившись в Никольской часовне, стоявшей на берегу, мы пошли. Шел постоянный холодный дождь, грунтовка была в больших лужах, которые обходить приходилось по сырым болотистым обочинам.

Первым по пути у нас был Голгофо-Распятский скит с церковью во имя Распятия Христова. Он был основан прп. Иовом, который был духовником царской семьи при Петре Алексеевиче, но сосланным по навету на Соловки. По велению Богородицы он и основал на горе Голгофа этот скит и церковь. Это место находится на одном меридиане с Голгофой в Иерусалиме. Во время СЛОНа здесь была командировка «Голгофа», где сидели политики, «мамки» - женщины, родившие детей в лагере, а также тифозный госпиталь, где погибли многие сотни заключенных.

Далее дорога шла через Елеазарову Пустынь к Свято-Троицкому скиту. Пустынь и Свято-Троицкий скит были основаны монахом-пустынником Елеазаром. Там же у прп. Елеазара принимал постриг священник Никита Минов, будущий патриарх Никон.

Надо сказать, что дорога была тяжелая, грязь, вода сверху и снизу. На половине пути от Голгофы до свято-Троицкого скита нашу группу догнал монашеский УАЗ-Патриот и предложил подвезти самых слабых, но никто не согласился, а один пожилой мужчина, который уже плюнув на все, закатал штанины и зашагал уже прямо по лужам в своих резиновых тапочках, продаваемых на пляжах Турции и Египта. Он сказал: «Свой крест я понесу сам». Так мы дошли до Богородицкого луга, где святому Елиазару являлась Богородица, и небо начало проясняться, как будто сама Богородица улыбнулась нам. Дойдя до конечной точки – Свято-Троицкой церкви, где трудились два монаха, восстанавливая церковь, пообщались с ними, перекусили и отправились в обратный путь, снова по лужам те же 10 км, но уже в совсем другом настроении, в радости.

Не буду излагать все, что удалось посмотреть на Соловках, это отдельная история. Основанный монахом Зосимой, которому явилась «дивная церковь» и монахами Германом и Савватием, монастырь стал форпостом русского православия на севере. Устроительство монастыря и островов, особенно в годы, когда монастырь возглавлял игумен Филипп Колычев, будущий митрополит Московский во время Иоанна Грозного. В это время монастырь был отстроен в камне вместо часто горевшего деревянного, система каналов и дамб, корабельный док и мельница, серия рыбных садков, сельхозугодия. Любой, кто неравнодушен к собственной истории, может прочитать об этом, а лучше – надо их посетить и увидеть все собственными глазами, и прочувствовать.

История Соловецкого монастыря героическая и вместе с тем трагична. Там была и борьба с «ересью» Никона, когда монастырь выдержал восьмилетнее «сидение» против тысяч стрельцов во время царствования Алексея Михайлович, и противостояние английскому нашествию во времена Крымской войны, трагическая судьба во времена Гулага, когда через СЛОН прошли десятки тысяч заключенных, и Великая Отечественная война, когда здесь в школе юнг прошли обучение более четырех тысяч подростков. И, наконец, Возрождение в конце XX века.

По большому счету, история монастыря как зеркало, отражает историю нашей страны. Главное, что уезжая оттуда, понимаешь, что такое подвиг, что такое страдание, и что это взаимосвязано. Это судьба России, которая ведет весь мир к светлому будущему. Ведь и Иисус Христос совершил подвиг искупления через страдание.

Послесловие:

На Соловках есть каземат, где просидел 26 лет последний кошевой атаман Запоржской Сечи Петр Иванович Калнышевский. За попытку уйти под «крышу» Османской империи, Екатерина II в 1775 г. разгромила Запорожскую Сечь, а П.И. Колнышевского посадила. Александр I в 1801 г. помиловал его, но атаман отказался уезжать и остался там монахом. Умер он в 1803 г. в возрасте 112 лет.

Так вот, каземат теперь свободный, и почему бы туда не посадить последнего президента Украины, за все его зверства и попытку уйти под «крышу» своих западных покровителей. История повторяется.

Несколько фотографий, которые могут повлечь вас посетить Соловецкие острова.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
СВЯТЫЕ ВОРОТА МОНАСТЫРЯ
СВЯТЫЕ ВОРОТА МОНАСТЫРЯ
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ РАСПЯТИЯ ХРИСТОВА НА ГОРЕ ГОЛГОФА НА О. АНЗЕР
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ РАСПЯТИЯ ХРИСТОВА НА ГОРЕ ГОЛГОФА НА О. АНЗЕР
АНЗЕРСКАЯ БЕРЕЗА НА СКЛОНЕ ГОРЫ ГОЛГОФА
АНЗЕРСКАЯ БЕРЕЗА НА СКЛОНЕ ГОРЫ ГОЛГОФА
ЦЕРКОВЬ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО НА О. БОЛЬШОЙ ЗАЯЦКИЙ
ЦЕРКОВЬ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО НА О. БОЛЬШОЙ ЗАЯЦКИЙ

(поставлена Петром I в 1702 г.)

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА СЕКИРНОЙ ГОРЕ
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА СЕКИРНОЙ ГОРЕ

(бывший штрафной изолятор во время СЛОНа)