Поведение собаки складывается из трех различных по генезису составляющих: врожденного поведения, приобретенного поведения и элементарной рассудочной деятельности.
Врожденное поведение – свойственно для вида в целом. В норме любая собака данной породы и пола обладает одним и тем же комплексом врожденных реакций. Однако не всегда изначально заложенные реакции смогут проявиться в полном объеме. Врожденное поведение включаются не одновременно, а лишь с наступлением определенного возраста при наличии внешних и внутренних факторов. Ряд сложных наследственных поведенческих программ могут не включиться или не проявиться во всем объеме.
Приобретенное поведение в ходе индивидуального развития это обучение. Понятно, что в этой области различия между животными даже одной породы будут максимально велики.
В ходе жизни чаще образуются сложные рефлекторные цепи, включаемые не только безусловными, но и условными стимулами. Очень большое значение имеет подражание, когда одно животное обучается воспроизводить условный рефлекс другого. Так, при традиционном содержании пастушеских собак-волкодавов приемам простейшего управления стадом они обучаются не столько от пастухов, сколько от других собак.
Рассудочная деятельность является особой формой поведения, отличной от двух других.
При повторах ситуации рассудочная деятельность уже не применяется, решение задачи происходит на условно-рефлекторном уровне. Понимать это отличие РД принципиально важно. Очень часто владельцы говорят о том, что собака подумала и сделала то-то или то-то. В подавляющем большинстве случаев ни о каком проявлении рассудочной деятельности нет и речи. Собака просто выполнила некий привычный поведенческий акт.
Когда собака «задумывается» при подаче знакомой команды, она не «думает», как лучше выполнить приказ, она находится в отвлечении, неповиновении, в недоведении вырабатываемого условного рефлекса до полного автоматизма.
Врожденное поведение, обучение и рассудочная деятельность имеют разные нормы реакции. Понятие о норме реакции – основное положение генетики, с позиций которой рассматриваются взаимоотношения индивидуально приобретенного и врожденного в формировании фенотипа. Наследуются не определенные количественные признаки организма, а лишь определенные нормы его реакций.
Генотип не меняется под влиянием внешней среды. Фенотип формируется в результате взаимодействия генотипических обусловленных норм реакций и тех внешних условий, в которых развивается животное.
Нормы реакций каждой из трех составляющих поведения обуславливают относительную долю врожденных и приобретенных компонентов.
В процессе эволюции происходит существенное перераспределение удельной массы врожденного поведения, обучения и рассудочной деятельности. У высших животных последняя начинает играть все большую и большую роль.
Читать в следующей статье: ОБУЧЕНИЕ