Практики адаптации россиян к экономической ситуации: май 2022 года 📈
В мае и апреле ажиотажное потребление, наблюдавшееся в марте, остановилось и россияне стали чаще говорить о том, что начали экономить⬇
В мае, отвечая на вопрос «Что вы (члены вашей семьи) начали делать за последний месяц, именно начали – то есть не делали в предыдущем месяце?», люди чаще всего называли покупку более дешевых продуктов и товаров (31%)📦🧾Таким высоким этот показатель не был с августа 2019 года.
Доля начавших отказываться от покупок или уменьшать частоту потребления некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений сократилась с 25% в апреле до 22% мае↘
Поиск более высокооплачиваемой работы, подработка или занятие бизнесом также являются часто упоминаемыми практиками адаптации к экономической ситуации - 15% опрошенных⬆
Доля начавших закупать продукты впрок, выросшая в марте на 4 п. п., до 12%, на фоне ажиотажного спроса, в апреле и мае удерживается примерно на этом же уровне➡
👥Экономить стали все россияне, но в группах, различающихся по материальному положению семьи, эта практика проявляется с разной силой. Так, в мае по сравнению с апрелем малообеспеченные чаще остальных доходных групп стали говорить о том, что они начали покупать более дешевые продукты и товары: те, кому денег не хватает на питание (41%), и те, кому денег хватает на крупную бытовую технику, но не на автомобиль (до 24%). Сокращать покупки или отказываться от них реже стали те, кому денег хватает на одежду, а на крупную бытовую технику не хватает (снижение до 23%), и те, кому хватает на все, даже на автомобиль (снижение до 7%).
📌Изменившаяся после 24 февраля экономическая ситуация затронула практики потребления всего населения – люди начали больше экономить, но чаще других это продолжают делать малообеспеченные слои населения.
📊Источник данных: опрос ООО «ИНФОМ», проведенный по заказу Банка России в мае 2022 года. Ссылка на полный отчет: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/41012/inFOM_22-05.pdf