Найти тему
Анатолий Несмиян

Саммит ЕС, обсуждающий так называемый «шестой пакет санкций», столкнулся с трудностями, которые обозначили предел текущих возможностей

Саммит ЕС, обсуждающий так называемый «шестой пакет санкций», столкнулся с трудностями, которые обозначили предел текущих возможностей Европы продолжать санкционное давление на Россию в формате хоть какого-то сохранения отношений.

Безусловно, если произойдет какой-то кризис — допустим, нападение на Польшу или Прибалтику, ситуация резко изменится, и тогда предел этих возможностей будет гораздо более глубоким. Но одно дело — рвать на груди рубаху на Воскресном вечере у Соловьева, другое — на самом деле бомбить Варшаву. Поэтому пока предел достигнут.

Тем не менее есть рамочная договоренность, озвученная в опубликованном проекте заявления саммита. Этот проект еще нужно утвердить, поэтому возможны корректировки.

Главный интерес вызывают меры по отношению к российской нефти (газ вообще выведен пока из обсуждения). Поставки нефти «по трубе» исключаются из санкций, однако странам ЕС будет «рекомендовано» отказаться от поставок нефти танкерами.

«Рекомендации» означают, что единой позиции здесь тоже нет, но отдельные страны ЕС будут вправе принимать решения на национальном уровне по ограничению или отказу от поставок нефти из России морем.

Еще один вопрос — заградительные пошлины. Ими рекомендуется облагать российскую нефть без ограничений по виду транспортировки, но опять-таки, речь идет о национальном уровне. Смысл пошлин — снизить маржу российских трейдеров, а значит — и поступления в российский бюджет.

Что именно в итоге будет принято завтра в заключительный день саммита, будет понятно завтра, но пока Европа не готова идти дальше. Собственно, даже нынешний набор санкций крайне тяжел, но если в Кремле сочтут, что им море по колено — тогда да, можно бомбить Варшаву, Ригу или Таллин. Сюжет не из слишком вероятных, но после 24 февраля уверенность во вменяемости российского руководства оказалась сильно поколеблена. Так что возможно всё.